Травля

a:2:{s:4:"TEXT";s:176:"Кто это пережил, не забудет никогда. Унижение, бессилие, одиночество, отторжение себя. Победителей нет: и жертва, и палач покалечены. И только единицам протянут руку помощи. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Групповая форма притеснения ребёнка получила термин «моббинг».

По данным зарубежных исследователей: каждый пятый ребёнок испытал на себе травлю. Каждый седьмой участвовал в травле сам.

Классическим примером психологической травли является фильм Ролана Быкова «Чучело», где ярко раскрыта тема моббинга в подростковой среде.
Превращая жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга: упрёки, брань, оскорбление, обзывание, высмеивание, шантаж, принуждение, наговоры, дезинформацию, изоляцию, кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете), порчу имущества, кражи, пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу, избиение и иное физическое насилие, нанесение увечий и так далее.

Почему опасно?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, она может быть и психологической. Её следы труднее заметить, но вред, который она наносит, не менее серьёзен.
У детей, которых постоянно обижают, часто выявляются психосоматические и тревожно-депрессивного расстройства, они могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, болеют, теряют учебную мотивацию. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя — незащищёнными. 
Травля уничтожает самооценку человека, и ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.
Дети, долгое время безнаказанно занимающиеся травлей, часто убеждаются в том, что, в чьих руках власть, тот и прав, и переносят этот опыт на другие отношения. Впоследствии они нередко демонстрируют другие формы противоправного поведения.

Причины и участники

Отношения в школьном коллективе обычно намного сложнее, чем во взрослом. Психика у детей ещё не сформирована, и поэтому они более уязвимы, а склонность к жестокости гораздо выше. 
Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребёнка, учат его взаимодействию с социумом на своём примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей школьника. Отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того, что стали жертвами нападок. Они с лёгкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников, выдавая ожидаемую реакцию. Если ребёнка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».
Бывает, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того, что ребёнок не умеет общаться: он замкнут, молчалив, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе с одноклассниками мешает и незнание элементарных правил поведения (например, школьник зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения).
Поводом для травли может стать любая индивидуальная особенность ребёнка, и специалисты выделяют несколько групп риска детей:
выделяется внешне (маленький или слишком высокий рост, излишняя полнота, отличающийся цвет кожи, физический недостаток);
из неблагополучной семьи (плохо одевается, часто опаздывает и отстаёт в учёбе, выглядит забитым и запуганным);
отстаёт в учёбе, в развитии (низкий темп учебной деятельности, нарушение речи, зрения, слуха); 
с особенностями поведения, агрессивный; 
имеющий коммуникационные проблемы (не знает правил поведения в обществе). 

Моббинг и буллинг – это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям)

А кто же находится в позиции нападающего? Есть два совершенно противоположных типа:
популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими;
асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.
Почти половина школьных агрессоров сами являются истязаемыми. Они подвергаются жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьёт отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.
Отдельный тип агрессоров — это сотрудники школы. Как правило, учителя.
В ситуации травли задействованы все, кто так или иначе знает о её существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше, чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого.

Когда свидетели стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»!

Обидчик и жертва отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространённая. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»
Как понять, что ребёнок стал объектом травли?
Достаточно посмотреть на грустного ребёнка, пришедшего с уроков, и хоть один раз услышать от него фразу – переведите меня в другую школу. Если школьник умеет скрывать наличие конфликта с кем-то из одноклассников, ситуацию прояснить поможет доверительное общение с ним: почему случилось это, что делали ваш сын или дочь в таком положении? 
Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:
Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины: «нечаянно упал», «споткнулся», «засмотрелся».
Испорченные вещи. Если вы заметили, что вещи ребёнка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы. 
Резкое нежелание идти в школу. Слёзы по утрам – сигнал о проблеме. Некоторые дети начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе.
Самоизоляция. Если день за днём школьник запирается в своей комнате, не хочет видеть друзей, с которыми ещё недавно был близок, ему перестали звонить одноклассники, родителю пора задуматься – что происходит? Изгоями дети становятся после мелких, но всё же неблаговидных поступков со своей стороны, поэтому им ещё сложнее рассказать о случившемся родителям.
Ребёнок избегает разговоров о школе: не упоминает об одноклассниках и учителях либо говорит о них в негативном ключе.
Ограничен/отсутствует круг школьных товарищей (он никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание). 
Если рассказы школьника слишком радужны. Это может быть признаком того, что он боится сказать правду даже себе. 
Родителям сложно получить от ребёнка честный ответ, как обстоят его дела в школе. Но узнать о потенциальных проблемах со сверстниками можно не только путём прямого диалога с ребёнком или учителем. Постарайтесь ежедневно интересоваться, что самое хорошее или плохое произошло в школе. Мама или папа могут задавать скрытые вопросы, а ответы на них станут подсказками в сложном процессе воспитания:
Что самое хорошее/плохое произошло с тобой сегодня в школе?
Кого бы ты пригласил сидеть с тобой за одной партой, а с кем бы отказался?
С кем ты мог поменяться в классе местами и почему?
От чего сегодня ты больше всего устал?
Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
По тому, как ребёнок отвечает на вопросы, можно понять очень многое. Даже если он промолчит на один из вопросов – это должно стать сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно если у сына или дочери действительно проблемы в школе.

Наталья Озерова
кандидат педагогических наук



Назад в раздел