Травля
a:2:{s:4:"TEXT";s:176:"Кто это пережил, не забудет никогда. Унижение, бессилие, одиночество, отторжение себя. Победителей нет: и жертва, и палач покалечены.
И только единицам протянут руку помощи. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
По данным зарубежных исследователей: каждый пятый ребёнок испытал на себе травлю. Каждый седьмой участвовал в травле сам.
Классическим примером психологической травли является фильм Ролана Быкова «Чучело», где ярко раскрыта тема моббинга в подростковой среде.Превращая жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга: упрёки, брань, оскорбление, обзывание, высмеивание, шантаж, принуждение, наговоры, дезинформацию, изоляцию, кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете), порчу имущества, кражи, пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу, избиение и иное физическое насилие, нанесение увечий и так далее.
Почему опасно?
Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, она может быть и психологической. Её следы труднее заметить, но вред, который она наносит, не менее серьёзен.У детей, которых постоянно обижают, часто выявляются психосоматические и тревожно-депрессивного расстройства, они могут стать склонны к саморазрушающему поведению вплоть до суицидальных попыток, болеют, теряют учебную мотивацию. Они начинают воспринимать мир опасным, а себя — незащищёнными.
Травля уничтожает самооценку человека, и ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.
Дети, долгое время безнаказанно занимающиеся травлей, часто убеждаются в том, что, в чьих руках власть, тот и прав, и переносят этот опыт на другие отношения. Впоследствии они нередко демонстрируют другие формы противоправного поведения.
Причины и участники
Отношения в школьном коллективе обычно намного сложнее, чем во взрослом. Психика у детей ещё не сформирована, и поэтому они более уязвимы, а склонность к жестокости гораздо выше.Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребёнка, учат его взаимодействию с социумом на своём примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей школьника. Отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того, что стали жертвами нападок. Они с лёгкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников, выдавая ожидаемую реакцию. Если ребёнка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».
Бывает, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того, что ребёнок не умеет общаться: он замкнут, молчалив, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе с одноклассниками мешает и незнание элементарных правил поведения (например, школьник зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения).
Поводом для травли может стать любая индивидуальная особенность ребёнка, и специалисты выделяют несколько групп риска детей:
• выделяется внешне (маленький или слишком высокий рост, излишняя полнота, отличающийся цвет кожи, физический недостаток);
• из неблагополучной семьи (плохо одевается, часто опаздывает и отстаёт в учёбе, выглядит забитым и запуганным);
• отстаёт в учёбе, в развитии (низкий темп учебной деятельности, нарушение речи, зрения, слуха);
• с особенностями поведения, агрессивный;
• имеющий коммуникационные проблемы (не знает правил поведения в обществе).
Моббинг и буллинг – это длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку (другим детям)
А кто же находится в позиции нападающего? Есть два совершенно противоположных типа:• популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими;
• асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.
Почти половина школьных агрессоров сами являются истязаемыми. Они подвергаются жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьёт отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.
Отдельный тип агрессоров — это сотрудники школы. Как правило, учителя.
В ситуации травли задействованы все, кто так или иначе знает о её существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше, чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого.
Когда свидетели стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»!
Обидчик и жертва отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространённая. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»Как понять, что ребёнок стал объектом травли?
Достаточно посмотреть на грустного ребёнка, пришедшего с уроков, и хоть один раз услышать от него фразу – переведите меня в другую школу. Если школьник умеет скрывать наличие конфликта с кем-то из одноклассников, ситуацию прояснить поможет доверительное общение с ним: почему случилось это, что делали ваш сын или дочь в таком положении?
Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:
• Необъяснимые травмы. Слишком частое появление синяков, царапин и шишек, а также «случайные» причины: «нечаянно упал», «споткнулся», «засмотрелся».
• Испорченные вещи. Если вы заметили, что вещи ребёнка стали портиться с излишней частотой, скорее всего, у него проблемы.
• Резкое нежелание идти в школу. Слёзы по утрам – сигнал о проблеме. Некоторые дети начинают врать о ежедневных болезнях: температуре, болях в горле или животе.
• Самоизоляция. Если день за днём школьник запирается в своей комнате, не хочет видеть друзей, с которыми ещё недавно был близок, ему перестали звонить одноклассники, родителю пора задуматься – что происходит? Изгоями дети становятся после мелких, но всё же неблаговидных поступков со своей стороны, поэтому им ещё сложнее рассказать о случившемся родителям.
• Ребёнок избегает разговоров о школе: не упоминает об одноклассниках и учителях либо говорит о них в негативном ключе.
• Ограничен/отсутствует круг школьных товарищей (он никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание).
• Если рассказы школьника слишком радужны. Это может быть признаком того, что он боится сказать правду даже себе.
Родителям сложно получить от ребёнка честный ответ, как обстоят его дела в школе. Но узнать о потенциальных проблемах со сверстниками можно не только путём прямого диалога с ребёнком или учителем. Постарайтесь ежедневно интересоваться, что самое хорошее или плохое произошло в школе. Мама или папа могут задавать скрытые вопросы, а ответы на них станут подсказками в сложном процессе воспитания:
• Что самое хорошее/плохое произошло с тобой сегодня в школе?
• Кого бы ты пригласил сидеть с тобой за одной партой, а с кем бы отказался?
• С кем ты мог поменяться в классе местами и почему?
• От чего сегодня ты больше всего устал?
• Ты сегодня из-за чего-нибудь сердился в школе?
• Если бы ты стал учителем, что бы ты изменил в вашей школе?
По тому, как ребёнок отвечает на вопросы, можно понять очень многое. Даже если он промолчит на один из вопросов – это должно стать сигналом для вашего усиленного внимания. Глаза и жесты могут рассказать даже больше, особенно если у сына или дочери действительно проблемы в школе.
Назад в раздел