Задержка психического развития

a:2:{s:4:"TEXT";s:96:"Успокойтесь, родители. Это не болезнь, а индивидуальный вариант развития психики малыша.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Обследование врачом-психоневрологом такого ребёнка крайне желательно, поскольку в основе особенностей его развития, как правило, лежит мозговая дисфункция. Специалист с помощью медикаментов поможет уменьшить излишнюю возбудимость или заторможенность малыша, нормализовать его настроение, сон, активизировать деятельность клеток головного мозга. Это благотворно скажется на внимании, памяти, способности сосредотачиваться, работоспособности, на его общем состоянии.

Но не стоит уповать только на медикаменты. Необходимы регулярная, терпеливая родительская и психолого-педагогическая помощь.

Школа – серьёзное испытание

Стандартные требования, предъявляемые всем школьникам без учёта их индивидуальных возможностей, не по силам такому ученику. Чувство собственной несостоятельности, огорчение родителей, недовольство учителя формируют отношение к себе как к плохому, «неудачному», не способному ни на что. Исправлять нанесенный душе ребёнка ущерб тем труднее, чем позже взрослые этим займутся.

Занятия с таким ребёнком должны быть организованы с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, особенностей поведения. Попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомленный, не понимающий, чего от него хотят, ребёнок будет протестовать и огорчаться. Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на его индивидуальные особенности, задерживаясь на каждом этапе столько, сколько требуется именно ему, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

«Но мы не психологи, – могут сказать многие родители, – как нам определить, насколько благополучно развивается ребёнок? И что делать, чтобы избежать отставания в развитии?»

Действительно, родитель – не специалист, но отметить сформированность качеств, важных для школьного обучения, вполне под силу любому заинтересованному и внимательному к своему ребёнку родителю.

Как помочь

  • В пять лет – рисовать, раскрашивать, лепить, строить из конструктора (не только как получится, но и по образцу, и по замыслу), нанизывать бусы, складывать мозаики, головоломки, разучивать стихи и «чистоговорки»…
  • В пять с половиной–шесть лет помимо перечисленного стоит уделить внимание чтению, счёту, прописям. Существует много вполне доступных вспомогательных средств для развития мышления, координации движений, умения целенаправленно трудиться – всевозможные конструкторы, мозаики, раскраски, пособия-«обучалки», не забывайте про пластилин и краски с бумагой, а за год до поступления в школу поищите в продаже специальные тетрадки для подготовки руки к письму со всевозможными штриховками и обводками.
  • Рисуйте или лепите вместе, описывая в словах, что и как изображаете, и вам станет очевидным, насколько ребёнок усвоил пространственные представления, понятия величины и соотношения, насколько точны и координированы движения его пальцев.
  • Говорите с ним побольше – обо всех событиях, которые он пережил в течение дня, о просмотренных мультиках, прочитанных вслух книжках. Это позволит вам составить представление о его словарном запасе, о правильности и распространённости речевых конструкций, о способности выделять главное, понимать причинно-следственные связи.
  • Играйте в слова, называя по очереди слова на какую-либо букву или на последнюю букву предыдущего слова, и вы сможете оценить не только его словарный запас, но способность выделять звуки в словах.
  • Предложите игру «в загадки»: вы перечисляете предметы мебели, а ребёнок «отгадывает» обобщающее слово, например, «мебель», или наоборот, вы называете обобщающее слово, а ребёнок перечисляет предметы, которые оно объединяет. Степень трудности можно варьировать – от элементарных (одежда, еда) до требующих определённого кругозора (например, дикие звери южных стран или насекомые). Можно поиграть в сравнения (например, что общего и чем отличаются кукла и девочка, мячик и арбуз, троллейбус и трамвай) – вам станет очевидной способность ребёнка анализировать и выделять существенные признаки.

Обратите внимание, насколько ребёнку интересна такая деятельность, как быстро он устаёт и теряет интерес, как оценивает собственные достижения (адекватно полученным результатам, безразлично, видит ли свои промахи, не слишком ли тревожен и обеспокоен неудачами). Если вам трудно оценить успешность вашего малыша, не поленитесь поговорить и поиграть с несколькими его друзьями-сверстниками – у вас появится материал для сравнения.

Занятия должны быть короткими – 10–20 минут в зависимости от интереса и усердия ребёнка – и регулярными (каждый день или 3–4 раза в неделю – только так можно обеспечить непрерывность обучения). Никогда не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено: дайте малышу возможность получить удовлетворение от достигнутого, и только потом переходите к чему-то новому. Цель должна быть новой и интересной, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижимой для ребёнка (иногда с небольшой вашей помощью). Помните, что неудачи снижают интерес к новому, затрудняя дальнейшее обучение.

Главное, что необходимо родителям, – это доброжелательность, спокойствие и выдержка.

Чем раньше – тем лучше

Развивать и обучать можно буквально с рождения. Это не означает, что нужно обвешивать детскую кроватку английскими буквами и таблицей умножения. Ваши совместные с малышом игры, пример и помощь в действиях с предметами в самом раннем возрасте, внимание к бесконечным «почему», сказки, привлечение его к бытовым делам и самообслуживанию, разговоры о том, что происходит вокруг, обсуждение прочитанного и увиденного – всё это обучение, которое ведёт за собой развитие вашего чада. Старайтесь удовлетворить его любопытство, расширяя при этом круг представлений, обучая анализировать, выделять сходство и различие, замечать связь между причиной и следствием.

Не ограничивайте его стремление к деятельности (в рамках его безопасности, конечно же), не удивляйтесь желанию разобрать новую игрушку (лучше помогите потом её собрать), не прогоняйте с кухни, когда он хочет с вами вместе месить тесто и лепить пирожки. Всё это поможет сделать его голову думающей, а пальцы сильными и точными. И помните: лучше всего он усвоит то, что будет казаться ему важным и интересным.

Анна Дробинская
психиатр

Успокойтесь, родители. Это не болезнь, а индивидуальный вариант развития психики малыша.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел