Садимся за уроки

a:2:{s:4:"TEXT";s:247:"Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Времени постоянно не хватает, да и дети, как правило, не очень-то хотят заниматься со своими мамами и папами.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Взрослые должны понимать, зачем малышам нужна домашняя учебная нагрузка. Прежде всего, она стимулирует познавательный интерес учащегося, его желание знать как можно больше по предмету или по теме. Кроме того, домашнее задание развивает самостоятельность ребёнка, его усидчивость и ответственность за решение поставленной задачи. Выполнение внеклассных упражнений также помогает «подтянуть» знания и умения малыша в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Дети признавались: когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много малышей, у которых нет специально отведённого времени для занятий. Так что воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе.

Однако ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

И обязательно обратите внимание на обстановку, в которой малыш выполняет домашние задания. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8–10 раз, а значит возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за десять минут до начала занятий проветрить комнату. Учтите: духота и шум снижают работоспособность маленького человека в три раза, и во столько же ускоряют утомляемость. Распространённое мнение о том, что ребёнку «легче» работать под тихую классическую музыку, не находит никаких научных подтверждений, так что не сомневайтесь: тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности.

Попробуйте вместе с малышом составить памятку «Садимся за уроки».
• Приступай к выполнению домашнего задания всегда в одно и то же время.
• Проветри комнату до начала занятий.
• Выключи  телевизор.
• Сотри со стола пыль.
• Свет должен падать с левой стороны.
• Уточни расписание уроков на завтра.
• Приготовь письменные принадлежности.
• Убери со стола всё лишнее.
• Сядь удобно на стуле и открой учебник.

Через некоторое время эти действия станут для школьника привычными.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1–1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть. Если ребёнок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно сделать это и позже. Но в любом случае нельзя откладывать домашнее задание на вечер.

Продолжительность работы малыша по подготовке домашних заданий, по нормативам Министерства образования, должна быть следующей:
– до 1 часа – в первом классе;
– до 1,5 часа – во втором;
– до 2 часов – в третьем и четвёртом.

В каком порядке нужно учить уроки? С каких заданий необходимо начинать: устных или письменных, трудных или лёгких? Лучше всего организовать дело так, чтобы ребёнок научился оценивать сложность поставленных перед ним задач и самостоятельно определял порядок их выполнения. Но с самого начала он должен осознавать, что в подготовке уроков может и должна быть внутренняя логика, связанная с содержанием материала.

Когда у младшего школьника накопится опыт домашней учебной работы, можно будет предложить ему установить очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в начале, а не в конце, целесообразно делать сначала самые трудные уроки и постепенно переходить к лёгким, требующим меньшего умственного напряжения. А вот когда малыш втягивается в работу медленно, и усталость появляется не скоро, то ему можно начать с более простых уроков и постепенно переходить к сложным. Самую трудную, неинтересную работу нужно отнести на середину либо на вторую половину занятий.

• На первых порах, когда ребёнок только осваивается с новой для себя ролью, обязательно посидите с ним. От того, насколько спокойными и правильными будут первые шаги, зависят его будущие школьные достижения.
• Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. После 25 минут работы следует сделать перерыв на 5–10 минут, во время которого можно выполнить несколько физических упражнений.
• Проверьте, как организовано рабочее место. Всё должно располагаться удобно и правильно: стол, лампа, расписание, учебные таблицы, книги и школьные принадлежности.
• Настаивайте на том, чтобы малыш делал уроки только в этом «учебном» уголке.
• Помогите ребёнку сформировать привычку делать уроки. Напоминайте о домашних заданиях без криков, будьте терпеливы.
• На рабочем месте всегда должен быть порядок, если малышу трудно этого добиться, помогите ему.
• Читайте вслух задания, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.
• Если маленький ученик что-то делает не так, не спешите его ругать.
• Когда ребёнок отвлекается, спокойно напомните ему о времени, отведённом на выполнение уроков.
• Проследите за тем, чтобы письменные задания он выполнял чисто, без помарок.
• Постарайтесь приучить малыша делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости. А главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить своего ребёнка!

Наталья Светикова
логопед
кандидат педагогических наук



Назад в раздел