Боли в сердце
Почему же дети, в основном школьники, частенько жалуются на сердечные боли? Известно, что этот жизненно важный орган обладает колоссальной надёжностью: выдерживает примерно 100 тыс. сокращений в сутки и до 40 млн. в год! И все-таки заботиться о его здоровье нужно с раннего возраста.
На сердечном здоровье могут серьёзно сказаться даже такие недомогания, которые родители считают «просто простудой», а уж грипп, ангина, краснуха, корь и многие другие часто дают осложнения на сердце. Поэтому, для того чтобы и оно, и сосуды оставались здоровыми всю жизнь, необходимо очень серьёзно отнестись к лечению острых и хронических заболеваний. Даже после лёгкой простуды ребёнку не следует посещать уроки физкультуры и спортивные секции в течение двух недель. А своевременное лечение зубов, тонзиллита, гайморита, хронических воспалительных процессов в различных органах является необходимым условием предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний.
Главное – режим!
Здоровый образ жизни играет ведущую роль в предупреждении многих заболеваний. Он включает в себя рациональное питание, достаточную двигательную активность, полноценный сон, гармоничные отношения в семье и коллективе, нетерпимость к курению, алкоголю, наркотикам и другим пагубным для здоровья привычкам. Правильно организованный режим позволяет сохранить высокую работоспособность, благоприятствует нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.
А как часто мы перегружаем своих детей: пять-шесть уроков в школе, потом домашние задания, у многих ещё и дополнительные занятия иностранным языком или музыкой. Дети любят посидеть у телевизора, поиграть в компьютерные игры, и времени для активного отдыха – прогулок, физкультурных занятий, туризма – совсем не остается. Современный школьник перегружен информацией и ведёт малоподвижный образ жизни, что нередко приводит к хроническому умственному утомлению. При этом у детей ухудшается кровообращение головного мозга, которое за ночь не нормализуется, и ребятишки просыпаются не отдохнувшими. Нервное перенапряжение, вызванное умственным переутомлением, в сочетании со сниженной двигательной активностью может привести к повышению или понижению артериального давления, что свидетельствует о неблагоприятных изменениях в деятельности сердечно-сосудистой системы.
Если родителям удастся рационально организовать режим дня школьника, то развития умственного перенапряжения можно избежать. Позаботьтесь, чтобы у вашего ребёнка оставалось время для отдыха, прогулок, подвижных игр, особенно на свежем воздухе. Полезно чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями. И конечно, нельзя перегружать его занятиями в ущерб его сну и отдыху. Ваша задача – научить его соблюдать режим дня, разумно распоряжаться временем, не тратить его попусту.
...И зарядка
Физические упражнения необходимы человеку в любом возрасте: они укрепляют мышцы, делают их сильными. Особенно нужны они растущему организму. А поскольку сердце – тоже мышца, то утренняя гимнастика, пешие и лыжные прогулки, плавание, туризм, занятия спортом, подвижные игры укрепляют и его.
Недостаток движения ослабляет способность нашего организма противостоять стрессовым ситуациям, которыми так насыщена современная жизнь, ведёт к появлению нервно-психических расстройств (неврозы, нарушения сна, головные боли, перепады настроения) и развитию сердечно-сосудистых заболеваний. А регулярные физические упражнения снижают риск развития болезней сердца в три раза!
Приучая ребёнка к занятиям физической культурой, важно не переусердствовать. Десятикилометровый лыжный поход или внезапно возникшее у родителей желание «поиграть часа три в футбол» не только не принесут пользы, но могут оказаться непосильными для нетренированного ребёнка. После физической нагрузки проверьте у ребёнка частоту пульса. Для детей младшего школьного возраста оптимальной частотой пульса считается 130–140 ударов в минуту.
Самая доступная в любом возрасте физическая нагрузка – утренняя гимнастика. Несколько энергичных упражнений прогонят сон, укрепят мышцы. Для выполнения комплекса простых упражнений (8–10 упражнений) не нужны специально оборудованные помещения. Каждое движение повторяется по 4–12 раз до появления ощущения легкой усталости. Через 2–3 недели комплекс можно обновить, постепенно увеличивая нагрузку. Начинайте зарядку бодрой ходьбой или лёгким бегом на месте. Поскольку сразу после сна появляется желание распрямиться, расправить плечи, то вначале целесообразно выполнить потягивания, упражнения на выработку правильной осанки, а затем перейти к упражнениям большей интенсивности, постепенно вовлекающим в работу все органы и системы организма. Далее– движения, разрабатывающие мышцы рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, потом– упражнения, восстанавливающие дыхание и дающие организму небольшой отдых. После этого следует серия прыжков или бодрый бег, а в заключение– спокойная ходьба.
Лучший способ приучить ребёнка делать зарядку– делать её вместе с ним. После зарядки полезны водные процедуры – обтирания, обливания или душ, которые улучшают кровообращение. Особенно предпочтительны контрастные обливания: они тренируют сосуды и способствуют закаливанию организма.
После активного дня, когда сердце работает с максимальной нагрузкой, вашему сыну или дочери необходим полноценный сон.Ребёнку 6–7 лет нужно спать в среднем не менее 11–12 часов; детям 8–10 лет – 11 часов, а 10–12 летним – 10 часов. Шестилетки и дети с ослабленным здоровьем нуждаются в дневном сне.
Специалисты установили: если ребёнок регулярно недосыпает 1,5–2 часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Недостаточный сон не позволяет полностью восстановить силы. Но если ночью ребёнку не удалось выспаться, то непродолжительный (хотя бы 30-минутный) дневной сон взбодрит его, улучшит самочувствие, а главное – даст сердцу необходимую передышку.
Ваш ребёнок засиделся за уроками или компьютером, перевозбудился и не может уснуть? Посвятите последний час перед сном совместному чтению, спокойной беседе, а ещё лучше – погуляйте полчасика. Можно за час-полтора до сна дать ему выпить три четверти стакана теплой кипячёной воды, в которой размешайте столовую ложку мёда.
Назад в раздел