Загадки иммунитета

a:2:{s:4:"TEXT";s:429:"Иммунная система сохраняет тканевую уникальность каждого человека и защищает организм от проникновения «чужих» белков и биополимеров. Она не допускает сбоя генетической программы развития клеток и тканей, уничтожает те из них, которые подверглись перерождению, старению и отмиранию. Взросление клеток также обеспечивается иммунной системой. Выполняя защитные функции, иммунная система борется с воспалительными процессами.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Иммунная система — основа устойчивости детского организма к заболеваниям, к проявлениям иммунопатологических реакций — от иммунодефицита до аллергии. Иммунная система, подобно структурам мозга, созревает многие годы; память нейронная и память иммунологическая не наследуются, но приобретаются каждым человеком в процессе его развития.
Во время беременности устанавливаются сложные взаимоотношения между организмом матери и плодом. Иммунная система беременной проявляет известную «терпимость» по отношению к чужеродным белкам, которые плод наследует от отца. Такое сосуществование становится возможным благодаря плацентарному барьеру. Кроме того, во время беременности женский организм, плацента и плод синтезируют ряд веществ, подавляющих иммунные реакции.
В процессе взросления ребёнка наблюдаются определённые периоды иммунной реактивности, когда на чужеродные воздействия иммунная система даёт неадекватный или даже парадоксальный ответ: он может оказаться недостаточным для защиты либо чрезмерным — аллергическим. Первый критический период — это период новорождённости (первые четыре недели жизни). В это время иммунитет ребёнка пассивен — защитные реакции обеспечиваются, главным образом, материнскими антителами. Собственная иммунная система находится в состоянии подавленности. Биологический смысл этого явления состоит в предупреждении тяжёлых иммунных реакций, неизбежных при контакте родившегося ребёнка с огромным числом антигенов окружающей среды.
Новорождённый проявляет слабую устойчивость к условно-патогенным и патогенным бактериям. Ха­рак­терна склонность к выраженному воспалительному процессу с поражением многих органов. В периоде новорождённости проявляются первичные иммунодефициты. Во второй критический период — в третий-шестой месяцы жизни иммунитет ребёнка ослабляется. Циркулирующие в крови ребёнка материнские антитела разрушаются, но всё ещё способны защитить его от дифтерийного токсина, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка. Материнские защитные антитела исчезают на 21 сутки. Концентрация иммуноглобулинов в крови ребёнка падает к четвёртому месяцу жизни до критических значений. На большинство инфекций развивается первичный иммунный ответ, не оставляющий иммунологической памяти. В это время вакцинация против инфекционных заболеваний не формирует защитные антитела, они появляются только при ревакцинации. Если в крови детей ещё циркулируют материнские антитела или перед вакцинацией дети получали гаммаглобулин, первичный нестойкий иммунный ответ развивается лишь после ревакцинации.
Иммунитет ребёнка слаб, и потому дети в этот период болеют повторными ОРВИ, кишечными инфекциями, дисбактериозом, кожными заболеваниями, у них формируются аллергические реакции, в особенности под влиянием респираторно-синцитиальной вирусной и аденовирусной инфекций, ротавируса. Вирус гепатита В редко вызывает желтушные формы болезни. Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебютируют многие наследственные болезни, включая первичные иммунодефициты. В связи с повышенной проницаемостью стенки кишечника очень высока частота кожных проявлений пищевой аллергии. В этот период детский кишечник подвержен аллергическим и инфекционным заболеваниям. Очевидная слабость местного иммунитета у детей грудного возраста менее выражена при грудном вскармливании. Третий критический период — второй год жизни. В это время значительно расширяются контакты ребёнка с внешним миром. Иммунная система активизируется, однако ещё остается неразвитой. Дети весьма чувствительны к вирусным и микробным инфекциям. В этот период проявляются многие первичные иммунодефициты, аномалии иммунитета, иммунные болезни (гломерулонефрит, васкулиты). Дети склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР-органов. Становятся более чёткими признаки диатезов (атопического, лимфатического, аутоаллергического), проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По состоянию иммунной системы значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.
Четвёртый критический период — шестой-седьмой годы жизни. У малыша развивается иммунная память, обусловливая зрелые реакции организма. Иммунитет всё ещё пребывает в процессе становления. Ребёнок подвержен аллергическим, паразитарным заболеваниям. Формируются многие хронические болезни.
Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12–13 лет, у мальчиков с 14–15 лет). Органы иммунной системы, прежде всего, вилочковая железа – подвергаются обратному развитию – инволюции, уменьшается масса лимфоидных органов.
Секреция половых гормонов (андрогенов) ведёт к изменению иммунных реакций: окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (курение, алкоголь и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям (туберкулез).
После некоторого спада отмечается новый подъём частоты хронических воспалительных, а также иммунных заболеваний. Аллергические болезни (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевают, но спустя несколько лет они могут вновь вернуться.

Анатолий Хавкин
доктор медицинских наук, профессор

Иммунная система сохраняет тканевую уникальность каждого человека и защищает организм от проникновения «чужих» белков и биополимеров. Она не допускает сбоя генетической программы развития клеток и тканей, уничтожает те из них, которые подверглись перерождению, старению и отмиранию. Взросление клеток также обеспечивается иммунной системой. Выполняя защитные функции, иммунная система борется с воспалительными процессами.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел