Здоровье школьника
Больно глотать
Заболевания лор-органов (уха, горла, носа) очень часты у ребятишек. Не все родители считают их достаточно серьёзными и через три-четыре дня выписывают малыша в школу – насморк-то прошёл. Они не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после неё довольно долго функциональные возможности организма ребёнка снижены. Значит, снижена и его работоспособность, повышена утомляемость.
Лор-заболевания крайне нежелательны для детей. Дело в том, что затруднённое дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения так называемых «носовых миндалин» (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода, воздуха в лёгкие и в различные клетки организма, особенно головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности ребёнка, снижению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем.
Кроме того, воздух, поступая в дыхательные пути через рот, минуя придаточные пазухи носа, не успевает нагреться. Поэтому в холодное время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются. В результате возникают частые простудные заболевания, ещё больше ослабляющие организм малыша. Заболевания ангинами приводят, как правило, к увеличению миндалин, образованию гнойных пробок, то есть к хроническому их воспалению. В результате в организме ребёнка образуется стойкий очаг инфекции, а последствия этого могут быть разными – от общей ослабленности организма, быстрой утомляемости до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития. Всё это в дальнейшем, безусловно, отразится на успешности обучения ребёнка в школе.
Поэтому родителям следует ещё до поступления малыша в школу вылечить все его заболевания уха, горла и носа.
«Сиди прямо!»
Необходимо поговорить и об осанке школьников. Известно, что в настоящее время в школу приходят около 40% детей, имеющих нарушения осанки. Посмотрите внимательно на младших школьников: у большинства – одно плечо выше другого, лопатки выступают, живот выпячен, голова опущена, сутулится… К сожалению, родители замечают эти нарушения только тогда, когда на них укажет врач или учитель.
Не следует считать нарушения осанки мелочью, не требующей внимания. Ребёнок растёт, и с каждым годом исправлять их будет всё сложнее, ведь они сочетаются с нарушением работы многих систем и органов – страдает зрение, пищеварение, нервная система, органы дыхания. У таких детей отмечаются повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребёнка особенно важно ещё и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной неподвижной позой на уроках и сниженной двигательной активностью.
Что такое правильная осанка? Это когда ребёнок голову и туловище держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые.
Присмотритесь внимательнее к своему сыну или дочери и если вас что-то не удовлетворит, научите ребёнка таким упражнениям. Делать их нужно ежедневно: каждое утро и когда ребёнок после уроков чувствует утомление.
1. Для мышц плечевого пояса:
- Развести руки в стороны и опустить.
- Поднять палку или длинную линейку вверх, посмотреть на неё.
- Поднять палку вверх, опустить на лопатки.
- Лёжа на спине, развести руки, не отрывая от пола, соединить их над головой.
- Лёжа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперёд.
- Лёжа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны.
2. Для мышц ног:
- Подняться на носки, опуститься.
- Присесть, развести колени, руки вытянуть вперёд.
- Стоя, поднять согнутую в колене ногу, выпрямить её и опустить. Носок оттягивать.
- Лёжа на спине, поочерёдно поднимать прямые ноги.
- Лёжа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.
- Лёжа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде.
3. Для мышц туловища:
- Взять обруч, положить его на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.
- Сидя со скрещенными ногами, повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.
- Держа палку на лопатках, наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.
- Из положения лёжа сесть, вытягивая руки вперёд.
- Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).
- Сидя, согнуть ноги и притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (спрятаться в комочек).
Выполняйте эти упражнения вместе со своим школьником и не забывайте: ваша осанка должна быть примером для него.
Маленькие «очкарики»
К сожалению, всё чаще можно встретить учеников младших классов в очках. Особенно тех, кто начинает учёбу с шести лет. Несмотря на то, что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органов зрения, более 4% детей приходят в школу с близорукой рефракцией (миопатией). Эффективность мер, направленных на охрану зрения школьников, во многом зависит не только от врача, но и от педагога и родителей. Это очень важно, поскольку именно возраст 6–7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органов зрения. А начало обучения связано с сильным возрастанием нагрузки на зрение.
Если ваш ребёнок мало бывает на свежем воздухе, имеет недостаточную двигательную активность, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями – создаются условия для быстрого развития близорукости. Поэтому родителям необходимо перед поступлением малыша в школу получить заключение окулиста.
У вашего ребёнка повышенный риск развития близорукости, если у него имеется:
1. Недостаточный запас дальнозоркости. Такие дети требуют ограничения зрительной нагрузки (особенно при работе с мелкими деталями, штриховкой, чтением мелкого текста и т.д.). Кроме того, следует повысить двигательную активность, использовать комплекс закаливающих процедур.
2. Эмметропия (острота зрения равна 1,0 диоптрии), близорукость (особенно в тех случаях, если сами родители страдают близорукостью).
Эти дети требуют ещё более строгого ограничения зрительной нагрузки и расширения комплексов оздоровительных мероприятий.
Существует ряд специальных упражнений для зрения, которые целесообразно проводить во время занятий дома. Ребёнок быстро переводит взгляд с близкого на удалённый объект и обратно в течение от 0,5 до 1 минуты. Для этого можно использовать яркие картинки, шары, подвешенные на расстоянии. Родителям также следует приучать школьника во время занятий давать отдых глазам, расслабляться. Очень важно, как падает свет за рабочим столом: слева – у ребёнка, работающего правой рукой, и справа – работающего левой рукой. Эти упражнения не сложны, но способствуют улучшению функционального состояния зрения и действуют особенно благоприятно при близорукости слабой степени.
Назад в раздел