Как сохранить здоровье? Соблюдайте режим дня и питания
Утренняя зарядка
Ничто так не организует ребёнка, как соблюдение режима дня. Не пренебрегайте утренней зарядкой, делайте ее вместе с сыном или дочерью. Вот примерный комплекс утренней зарядки, которая займёт совсем немного времени.
1. Ходьба на месте; развести руки в стороны на высоте плеч и отвести назад – глубокий вдох; скрестить руки перед грудью – энергичный и шумный выдох; возвращение в исходное положение (и.п.) на вдохе. Повторять несколько раз в течение 30–40 секунд. Можно чередовать эти упражнения с подниманием рук вверх, подъёмом на носках и потягиванием на вдохе с последующим постепенным возвращением в и.п. при длительном выдохе.
2. И.п. – лечь на спину; ноги выпрямлены, руки вдоль туловища ладонями вниз. Согнуть одну ногу и подтянуть колено к груди, вернуться в и.п. Повторить движение другой ногой. Выполнять в быстром темпе. Разводить прямые ноги в стороны. Разводить ноги, согнутые в коленях. Имитация езды на велосипеде. Выполнять каждое упражнение по 8–10 раз.
3. И.п. – лечь на живот. Сгибать ноги поочерёдно в коленях, стараясь достать пятками до ягодиц. Ноги согнуты в коленях, тянуть поочерёдно носки стоп на себя (по 10 раз).
4. И.п. – встать на четвереньки. Поднять одновременно правую руку и левую ногу (не прогибаться!), потянуться, задержаться в этом положении 3–5 секунд. То же – другой рукой и ногой (по 5–10 раз).
5. Прыжки на месте: поочерёдно на правой, левой ноге, на двух (по принципу «кто выше прыгнет») в течение 1 минуты.
6. Ходьба и дыхательные упражнения в течение 30–40 секунд.
Зарядка должна заканчиваться водными процедурами. Это одна из форм закаливания.
Режим закаливания – индивидуальный, в зависимости от состояния здоровья ребёнка. При закаливании следует соблюдать принципы постепенности, последовательности и систематичности, сочетая разные формы закаливания – хождение босиком, ножные ванночки, прогулки на свежем воздухе, обтирания, обливания, воздушные ванны.
Что мы едим
Необходимым условием сохранения здоровья ребёнка является рациональное питание, то есть потребление пищи, количество и качество которой должны обеспечивать соответствующие возрасту рост и развитие, а также восполнять все энергетические затраты школьника.
Поэтому пища ребёнка должна быть не только разнообразной, но и включать белки, жиры, углеводы и витамины. Наиболее оптимально четырёхразовое питание. Суточный рацион при четырёхразовом питании распределяется в зависимости от распорядка дня и установившейся привычки. Однако в любом случае последний приём пищи должен быть не менее, чем за 2–3 часа до сна.
Приводим примерный режим питания для учащихся начальной школы.
Для тех, кто учится в первую смену:
Завтрак – в 7.30–8.00 часов.
Второй завтрак – в 11 часов.
Обед – с 13.00 до 13.30.
Ужин – с 19.00 до 20.00 часов.
Для тех, кто учится во вторую смену:
Завтрак – в 7.30–8.00 часов.
Второй завтрак – с 12.30 до 13.30.
Обед – в 16 часов.
Ужин – с 19.00 до 20.00 часов.
Второй завтрак (в первой смене) и полдник (во второй смене) дети, как правило, получают в школе. Пища должна содержать в достаточном количестве белки и жиры как растительного, так и животного происхождения, а также углеводы. Белками богаты мясо, рыба, яйца, молочные продукты, бобовые и злаковые культуры, овощи; растительными жирами – кукурузное, оливковое, подсолнечное масло; животными жирами – сливочное масло; источник углеводов – хлеб, крупы, овощи, фрукты.
Важную роль в развитии растущего организма играют витамины, которые участвуют в регуляции обменных процессов, а также минеральные вещества, необходимые для построения костей и тканей.
Помните, что нарушение режима питания и обеднённый состав пищи ведут к различным заболеваниям, и, прежде всего, желудочно-кишечного тракта.
А неряхам и грязнулям – стыд и срам!
О каком ребёнке можно сказать, что он здоров? Здоровый ребёнок активен, весел, не капризен, бодр. У него мажорное настроение, хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, с удовольствием играет и учится, может достаточно быстро сосредоточиться и минут 15–20 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль, тошноту или боли в животе. Он хорошо бегает и прыгает, координируя свои движения, у него нет хронических заболеваний.
Благополучное состояние ребёнка – результат здорового образа жизни. Вы хотите, чтобы ваше чадо было именно таким? Начните с малого – привычки к соблюдению правил личной гигиены. Ежедневные зарядка, душ, уход за зубами, ушами, чистота одежды, мытьё рук перед едой и после посещения туалета – всё это не только гигиенические навыки, но и профилактика ряда заболеваний. Большую роль в закреплении гигиенических навыков играет личный пример и контроль родителей. Следует создать такие условия, чтобы гигиенические процедуры стали привычкой. А вначале всё надо объяснять, показывать, выполнять вместе с ребёнком, и не кое-как, а тщательно и правильно.
Приучите своего малыша утром и вечером чистить зубы, причём только собственной щёткой. После еды следует прополаскивать рот водой. Ни в коем случае нельзя очищать межзубные пространства острыми металлическими предметами, спичками, пользоваться для этой цели нужно пластмассовыми зубочистками. Вредно действует на зубы слишком холодная и слишком горячая пища, резкая смена горячего и холодного, пережевывание слишком твёрдой пищи, раскусывание скорлупы орехов.
Воспитывайте у ребёнка привычку к чистоте, особенно кожи. Ребёнок должен усвоить, что вода и мыло – его главные друзья. Мытьё рук перед каждой едой, после посещения туалета и возвращения домой с улицы должно стать для него естественной потребностью, ритуалом. Какие ещё гигиенические навыки должны войти в ежедневный обычай? Утром – умывание до пояса, а ещё лучше – прохладный душ. Вечером нужно непременно мыть ноги, промывать паховые и ягодичные складки, подмышечные впадины. При этом необходимо помнить, что все предметы туалета (мыло, мочалка, полотенце) должны быть строго индивидуальными, а для ног, лица и тела нужны отдельные полотенца. Не реже чем через день следует стирать чулки, носки, а трусики менять ежедневно. Мыть всё тело горячей водой с мылом и мочалкой требуется не реже одного раза в неделю. Горячая вода вызывает усиленную секрецию потовых и сальных желез, поры расширяются, кожа освобождается от грязи. Все водные процедуры имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение.
Дорогие родители! Для того чтобы избежать болезней ребёнка, постоянно и ежедневно наблюдайте за его состоянием, самочувствием и настроением.
Адекватное поведение в школе и дома, положительная эмоциональная настроенность на учёбу, радостное мироощущение, соответствие психического и физического развития возрасту позволят вам сказать: всё благополучно, ребёнок здоров.
Назад в раздел