Чем болеют наши дети?

a:2:{s:4:"TEXT";s:244:"Результаты недавнего исследования, которое охватило свыше 2000 школ по всей России, таковы: доля здоровых детей школьного возраста составляет не больше 10%. У 90% детей обнаружены те или иные заболевания обнаружены. Что это за болезни?";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

На первом месте по распространённости находится кариес. Эта патология встречается примерно у 40% школьников. Второе место принадлежит болезням опорно-двигательной системы – искривление позвоночника, плоскостопие и т.п.; таких детей чуть меньше 30%. На третьем месте ЛОР-заболевания – хронический тонзиллит, гайморит и т.п. Эта группа включает 15–17% детей. Значительное распространение имеют также заболевания органов зрения (15–20%), среди которых преобладает миопия. К тому же у многих детей обнаружено не по одному, а по 2–3 заболевания одновременно.
Целый ряд хронических заболеваний встречается у старшеклассников намного чаще, чем у первоклашек. Некоторые болезни (например, заболевания эндокринной системы) проявляются лишь с началом подросткового периода развития. Это, в первую очередь близорукость (увеличивается за время обучения в школе в 1,5 раза); заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (увеличиваются с 1-го по 10-й класс на 30–40%). Мощным фактором нарушения зрения служит неправильный световой режим. Сердце, сосуды и желудочно-кишечный тракт первыми реагируют на стрессовые ситуации, а их в жизни сегодняшнего школьника немало. Кроме того, желудочно-кишечный тракт ребенка очень чувствителен к режиму и качеству питания, а они далеко не во всех школах соблюдаются на уровне гигиенических нормативов.
Выявился ещё один любопытный факт: оказывается, представления родителей и врачей о состоянии здоровья ребенка могут весьма сильно различаться. Были сопоставлены данные школьных медицинских карт, куда школьный медработник заносит всю информацию о состоянии здоровья и заболеваемости каждого ребёнка, с результатами анкетного опроса родителей. Оказалось, что по целому ряду заболеваний информация не совпадает. Чаще всего родители лучше знают о болезнях своего ребёнка, чем школьные медработники, поэтому по данным анкетирования родителей заболеваемость бывает обычно намного (в 1,5–2 раза) выше, чем по данным медицинских карт. В то же время родители часто не знают о наличии у их детей эндокринных заболеваний, зафиксированных в медицинской карте. Это опасная ситуация: ведь хорошо известно, что любую болезнь легче остановить в самом начале, при первых ее признаках. А недостаточная информированность родителей приводит к их пассивности, упускается время.
Еще один традиционный показатель здоровья, на который привычно опираются врачи,– это физическое развитие ребёнка. Физическое развитие принято оценивать по 5-балльной шкале, но только в отличие от школьных оценок здесь лучший балл – это «3», то есть среднее, наиболее нормальное физическое развитие. Оценки «4» и особенно «5» могут означать ожирение; оценки «2» и особенно «1» свидетельствуют об астенизации, которая может быть следствием недостаточности питания.

Полученные данные позволили подтвердить несколько важных положений, которые в последние годы регулярно высказываются учеными, а именно:

  • ускорение (акселерация) роста и развития детей закончилось, нынешнее поколение детей не будет крупнее своих родителей (это происходит во всем мире);
  • проблема «избыточного веса» у детей в стране практически решена. Если 20 лет назад дети с избыточным весом составляли не менее 20% популяции, то теперь их доля не превышает 3%;
  • «средний» уровень физического развития, как и положено согласно законам статистики, присущ абсолютному большинству детей;
  • заметно увеличилась доля детей, имеющих низкое физическое развитие. Чаще всего это проявляется в недостатке массы тела, но выявлены также случаи низкорослости.
Результаты недавнего исследования, которое охватило свыше 2000 школ по всей России, таковы: доля здоровых детей школьного возраста составляет не больше 10%. У 90% детей обнаружены те или иные заболевания обнаружены. Что это за болезни?

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел