Без запинки

a:2:{s:4:"TEXT";s:58:"Как лечить заикание? Главная заповедь – не навреди.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Первопричиной нарушения плавности речи является органическое поражение головного мозга. Все страхи, испуги, психотравмирующие ситуации являются лишь провоцирующими факторами, но не причиной. Заметив запинки в речи ребёнка, необходимо сразу обратиться к логопеду. У детей заикание обычно сочетается с дискоординацией в общей двигательной сфере: наблюдается неспособность двигаться, попадать в такт музыке, воспроизводить простой ритмический ряд.

Родительская неграмотность может приводить к непоправимым последствиям, и тогда незначительные речевые нарушения перерастают в серьезную проблему. Очень часто взрослые начинают одергивать заикающегося ребёнка, советуют ему остановиться, подумать, вдохнуть. Этого делать категорически нельзя. Противопоказаны в работе с заикающимися детьми и упражнения на дыхание. Пока у ребёнка нет фиксации на речевом дефекте - нет страха речи. Если малыш заметил запинку, у него возникает логоневроз, который проявляется в стеснении говорить, а иногда и в полном отказе от речи, в появлении сопутствующих движений во время речи, речевых эмбол (вставок) в виде отдельных звуков или слогов.

Речь окружающих ребёнка взрослых должна быть спокойной, плавной, по возможности грамматически упрощенной, чтобы ребёнок, подражая, говорил так же спокойно. В начальной стадии развития заикания полезен щадящий речевой режим. Он заключается не в полном отказе от речи, а в отсутствии излишнего побуждения к ней. Это необходимо для того, чтобы запинка не «закрепилась», чтобы ребёнок, по возможности, ее не заметил. На других стадиях заикания, когда запинка уже крепко вошла в речь, отсутствие или ограничение общения может только расстроить ребенка - ведь он может подумать, что с ним не хотят разговаривать.

Укрепить вегетативную систему помогает соблюдение режима дня, закалка. Ритмический допинг в виде плавания, катания на велосипеде, бега, лыж стимулирует развитие и созревание мозговых структур. При коррекции заикания помимо специфических индивидуальных логопедических занятий, полезно использовать логоритмику - систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения. Эти упражнения помогают снять напряжение с органов речи, переключить внимание на выполнение упражнений для рук и тела.

Заучивание стихотворений, чистоговорок, пословиц и поговорок, их декламация в умеренном темпе помогает выработать послоговой и пословный ритмы речи, выравнивает её темп. Речь окружающих взрослых по возможности должна быть приближенна к естественной и удобной для ребёнка. Ведь логопед, выправляя речь, не нарушает и не заменяет уже сложившуюся манеру говорить у заикающегося. Зачастую простая речь бытового уровня в общении с родителями и близкими людьми звучит у ребёнка лучше, чем публичные выступления, ответ у доски в классе, чтение текстов со сложными грамматическими конструкциями.

Для полной коррекции заикания помимо логопеда с ребёнком должны работать неврологи, психологи и, конечно же, родители. Психика ребенка активно реагирует на взаимоотношения в семье. Глобальная занятость на работе не позволяет родителям уделять должное внимание детям. Недостаток живого общения ребёнок пытается компенсировать просмотром телепрограмм, сидением за компьютером, что в свою очередь расшатывает и деформирует незрелую детскую психику: появляется раздражительность, неустойчивость внимания, непослушание, спад успеваемости в школе, нарушения сна и поведения. Нереализованная потребность в свободном общении с окружающими может приводить к эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаянию, физическому напряжению во время речи, повышенной эмоциональной истощаемости.

Хочется подчеркнуть, что заикание (логоневроз) - сложное, комплексное нарушение, требующее комплексного подхода к лечению.

Юлия Долина
логопед

Как лечить заикание? Главная заповедь – не навреди.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел