Дышите глубже

a:2:{s:4:"TEXT";s:235:"Ребёнок гораздо чаще, чем взрослые, страдает болезнями органов дыхания. Объяснение этому неприятному факту – в особенном строении его бронхолёгочной системы. Какие меры профилактики необходимы для детей с ослабленным здоровьем?";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Здоровый ребёнок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. Маленькие дети дышат чаще, чем взрослые: годовалый малыш совершает 30–35 вдохов и выдохов в минуту, пяти-шестилетний ребёнок – около 25. Воспалительные процессы в дыхательном тракте резко меняют общую картину: нарушаются частота и ритм дыхания, оно становится тяжёлым и затрудненным. К этому предрасполагает и само строение органов дыхания у детей. Во время насморка набухает слизистая оболочка носа, носовые ходы, и без того довольно узкие, почти полностью закрываются, а слизь окончательно преграждает прохождение воздуха через носовые ходы. Малыш начинает дышать ртом, что приводит к проникновению инфекции и холодного воздуха непосредственно в бронхи и лёгкие. Неслучайно многие заболевания лёгких у детей начинаются именно с казалось бы безобидного насморка.

Ещё тяжелее дышать малышу при сужении нижних отделов дыхательного тракта — гортани, трахеи, бронхов. В этом случае доступ воздуха в лёгкие резко сокращается, ребёнок жалуется на нехватку воздуха, одышку, каждый вдох дается ему с большим трудом. При заболеваниях бронхов и лёгких у детей нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные реакции организма.

Правильное дыхание необходимо для ребёнка с ослабленным здоровьем так же, как и правильное питание. Дыхательные упражнения вводятся в комплексы упражнений уже для двух-трёхмесячных детей. Когда малыш подрастает, родители могут заниматься развитием его дыхательного аппарата в форме игры. Например, сорвать одуванчик и предложить ему подуть на него сначала ртом, а потом носом. Пускать мыльные пузыри, задувать свечи, нюхать цветы – тоже весьма полезные упражнения.

Дыхание через нос — самое целесообразное и естественное дыхание. Во время прогулок привлекайте внимание детей к чудесному запаху чистого воздуха, учите их медленно вдыхать его носом, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота, покажите вашему малышу, как нужно втягивать животик и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребёнка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите малыша втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым.

В комплекс гимнастики включаются упражнения из разных исходных положений, с использованием предметов. Упражнения способствуют укреплению дыхательных мышц, особенно брюшного пресса и диафрагмы, увеличению объёма лёгких и улучшению их вентиляции, снижают спазм бронхов и бронхиол, способствуют выделению мокроты, улучшают кровообращение, осу­щест­­вляют профилактику заболеваний органов дыхания, способствуют общему оздоровлению и улучшению самочувствия малыша.

«Бегемотик»
Цель: освоить первичные приёмы дыхательной гимнастики, улучшить функцию внешнего дыхания.
Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали жи­вотики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приёмы дыхательной гимнастики.
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы мягкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
На морском дне лежит красивейшая жемчужина. Чтобы достать её, нужно задержать дыхание. Ребёнок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Дыхание»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Ребёнок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,
Тише-громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).

«Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Из кусочков ваты скатайте ша­рик – «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Сделайте из ваты мелкие шарики – «снежинки», положите ребёнку на ладонь и предложите ему устроить «снегопад» – сдуть «снежинки» с ладони.

«Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Пустите в таз с водой лёгкий бумажный кораблик. Чтобы кораблик поплыл, пусть малыш подует на него. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок,натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.

«Лети, пёрышко!»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Положите ребёнку на ладонь пёрышко и предложите подуть так, чтобы оно полетело.

«Мой воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Ребёнок должен надуть воздушный шар, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Лёгкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
На первых порах дыхательные упражнения могут показаться детям сложными, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне. Помните, что ребёнок запоминает информацию гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то он также быстро утрачивает полученные навыки.

Джемма Подрезова
реабилитолог

Ребёнок гораздо чаще, чем взрослые, страдает болезнями органов дыхания. Объяснение этому неприятному факту – в особенном строении его бронхолёгочной системы. Какие меры профилактики необходимы для детей с ослабленным здоровьем?

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел