Звуковая гимнастика для часто болеющих детей

a:2:{s:4:"TEXT";s:205:"Часто болеющим детям просто необходимо освоить правильное, глубокое дыхание. Этому учат специальные дыхательные упражнения – они чрезвычайно просты, эффективны, и в то же время весьма увлекательны. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Лечебную физкультуру при острых заболеваниях верхних дыхательных путей следует проводить в период выздоровления, а у хронически больных детей – в периоды между заболеваниями. Приступая к дыхательной гимнастике, ребёнок должен быть спокоен, так как в состоянии возбуждения невозможно регулировать дыхание.

У маленьких детей 2–3 лет углублённое дыхание достигается массированием грудной клетки, пассивными движениями нижних конечностей, лёгкими поколачивающими движениями по грудной клетке, выдуванием пузырей в бутылке с водой, надуванием резиновых игрушек. Если нос заложен, то по назначению врача перед процедурой в нос закапывают сосудосуживающие капли. Детей 2–6 лет учить правильному дыханию можно с помощью надувания игрушек или игры в «бульканье». Для этого берут бутылочку или миску и погружают в нее резиновую трубочку длиной около 40 см с небольшим отверстием около 1 см в диаметре, другой конец ребёнок берет в рот. Следите, чтобы ребёнок вдыхал носом (при этом вода не попадает в рот), а выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).

Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно. Следите за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Из специальных дыхательных упражнений, которые дают нам возможность управлять глубиной, ритмом и силой дыхания, остановимся на звуковой гимнастике. Она представляет собой дыхательные упражнения с удлинённым вдохом и произнесением гласных («а», «е», «и», «о», «у»), согласных шипящих («ж», «з», «р», «с», «ш», «щ») звуков. Произнесение звука «а» улучшает вентиляцию верхушек лёгких и тренирует дыхательные мышцы, звук «у» действует успокаивающе. Употребление гласных «у», «о», «а», «е» и слов «глух» и «сух» (если их произносить медленно и шёпотом) успокаивает верхние дыхательные пути, очищает голосовые связки.

Сочетание гласных и согласных («бп», «дг», «кг», «кч»), применяемых в звуковых упражнениях, способствует лучшему отхождению мокроты, расслабляет мышцы горла.

Включение в звуковую гимнастику жужжащих и рычащих звуков, произносимых громко, энергично, действует как вибрационный массаж, расслабляет мышцы крупных и мелких бронхов.

Детям младшего возраста предложите на выдохе произнести звуки, подражая паровозу («чух-чух»), самолёту («у-у-у»), жужжанию жука («ж-ж-ж»), писку комара («пи-и-и»). Произношение шипящих и свистящих звуков помогает удалить воздух из дыхательных путей и, следовательно, предупреждает развитие эмфиземы.

Детям старшего возраста предложите следующее задание: произнести звук «пф-ф-ф», при этом звук со значительной силой проталкивается через плотно сжатые губы аналогично тому, когда мы дуем на воду, чай в блюдце. Такой «очистительный выдох» следует выполнить один раз. За выдохом следуют пауза, вдох и очередная пауза. Затем выполнить выдох, сопровождающийся приглушённым волнообразным звуком «м-м-м», похожим на стон. При таком выдохе значительная часть воздуха удаляется через рот, и лишь небольшое количество идёт через нос. Звук «м-м-м» произносят протяжно, волнообразно, без напряжения, повторяют упражнение 5–7 раз.

В дальнейшем при проведении звуковой гимнастики каждый раз прибавляйте по два новых упражнения, например, звукосочетания «брухх», «пррух», «зрухх», «жжрух». Продолжительность занятия составляет в начале пять, затем семь-десять минут, их можно повторять дважды в день. При произнесении шипящих и свистящих звуков рекомендуется вдыхать через нос, а выдыхать через рот и втягивать живот.

Если у ребёнка одышка, что свидетельствует о сужении бронхов, то во время звуковой гимнастики помассируйте ему нижнюю часть груди (поверх одежды). Во время очистительного выдоха «п-ф-ф», произносимого малышом, взрослый, находясь сзади, плавно передвигает ладони своих рук по спине от поясничной области кверху, слегка нажимая на нее, и к концу выдоха достигает середины боков с двух сторон. Затем руки возвращаются в исходное положение. Такой массаж значительно облегчает дыхание.

Джемма Подрезова
реабилитолог

Часто болеющим детям просто необходимо освоить правильное, глубокое дыхание. Этому учат специальные дыхательные упражнения – они чрезвычайно просты, эффективны, и в то же время весьма увлекательны.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел