Уж такой я уродился!

Темперамент биологически обусловлен, четыре основных его типа описаны ещё Гиппократом, но в чистом виде они встречаются редко. Почти каждый из нас хотя бы раз в жизни пытался выяснить, кто же он – несдержанный холерик, безмятежный сангвиник, печальный меланхолик или медлительно-спокойный флегматик. Для любого темперамента характерен свой тип высшей нервной деятельности, свои особенности основного нервного процесса – возбуждения и торможения.
В каждом типе есть как преимущества, так и слабые места. Конечно, темперамент, являясь природной предпосылкой, облегчает формирование одних черт и затрудняет появление других. Например, у ребёнка с быстрым, сильным и вместе с тем взрывчатым темпераментом (такого обычно мы называем холериком) труднее выработать такие черты, как усидчивость, настойчивость, и значительно легче – инициативность. У детей, которых мы традиционно относим к флегматикам – медлительным, спокойным, даже невозмутимым, наоборот, относительно легко сформировать настойчивость и упорство, и трудно – предприимчивость, активность.
Если мы будем пользоваться лобовыми воспитательными мерами, принуждением, наказанием, то скорее всего добьёмся только отрицательного эффекта. Пытаясь переделать ребёнка по принципу «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу», взрослые заставляют его жить в постоянном напряжении: ведь вести себя наперекор своей природе очень сложно. Как часто своим поведением, словами, репликами взрослые демонстрируют ребёнку, что он «неправильный», по сути отвергают его. В детском возрасте отношение к себе во многом зависит от того, как к человеку относятся родители. На этой почве у ребёнка развивается неуверенность в себе, тревожность, он теряет веру в себя, и в результате не может использовать сильные стороны своего темперамента.
Так стоит ли вообще ломать копья, если изменить ничего нельзя? Тут нужно сделать некоторое уточнение. Во-первых, не будем забывать о пластичности типов высшей нервной деятельности. Это значит, что врождённые свойства нервной системы могут в определённой степени меняться, особенно в детском возрасте. Во-вторых, с возрастом поведение человека начинает всё более зависеть от характера, чем от свойств темперамента. Особенности темперамента и даже сформировавшиеся черты характера не определяют фатально судьбу. Всё зависит от самого человека и от той помощи, которую ему могут оказать самые близкие люди. Особенно если ему ещё не так много лет.
Итак, каков он, ваш ребёнок?
- В спорах со сверстниками он:
а) отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и другие точки зрения;
б) яростно настаивает на своём, никого не хочет слушать;
в) не может быстро найти аргументы в защиту своей позиции, затрудняется с ответом;
г) теряется, нерешителен, не может настоять на своём.
- Когда ему делают замечание, он:
а) обычно спокойно принимает его к сведению;
б) кипит от возмущения, сопротивляется;
в) воспринимает его внешне спокойно, без эмоций, но потом долго переживает;
г) обижается, расстраивается, плачет.
- Когда мой ребёнок оказывается в новой обстановке, то:
а) быстро приспосабливается, проявляет любопытство;
б) легко возбуждается, иногда ведёт себя развязно, иногда нервничает, боится;
в) спокойно присматривается, почти не проявляет сильных эмоций, но привыкает достаточно долго;
г) стесняется, нерешителен, скован, с трудом адаптируется.
- Мой ребёнок предпочитает игры:
а) весёлые, подвижные;
б) шумные коллективные игры;
в) тихие, спокойные игры, на протяжении длительного времени может рисовать, собирать конструктор;
г) тихие, уединённые; хотя с близкими друзьями и родственниками любит играть и в шумные, подвижные.
- Когда он пошел в первый класс (в детский сад), то:
а) освоился там достаточно быстро;
б) легко приспособился к новой обстановке, но были проблемы с дисциплиной;
в) осваивался медленно, не мог работать в общем для всех темпе;
г) с большим трудом адаптировался, очень переживал, часто плакал.
- Мой ребёнок;
а) легко заводит друзей;
б) часто ссорится с друзьями, потому что хочет настоять на своём;
в) предпочитает одиночество;
г) с посторонними замкнут, дичится, стесняется, с близкими людьми – весел, общителен.
- Его движения:
а) уверенные, выразительные, спокойные;
б) резкие, стремительные, энергичные;
в) спокойные, солидные, немного замедленные;
г) неуверенные, часто суетливые.
- Его речь:
а) выразительная, живая;
б) быстрая, отрывистая, эмоциональная, он нередко тараторит;
в) медленная, малоэмоциональная;
г) выразительная, эмоциональная, но тихая, неуверенная.
- Мой ребёнок выучивает новый материал:
а) быстро, без особого труда. Запоминает столько, сколько требуется;
б) всё схватывает на лету, но быстро забывает;
в) медленно, но помнит его долго;
г) медленно, постоянно отвлекается, долго помнит в основном то, что затронуло его эмоционально.
- В ночное время он:
а) засыпает быстро, спит хорошо, просыпается достаточно легко;
б) засыпает с трудом, переживает события минувшего дня, спит беспокойно, просыпается по-разному: иногда с трудом, иногда легко;
в) засыпает быстро, спит спокойно, просыпается неохотно, его трудно разбудить, по утрам – сонный, вялый;
г) очень долго готовится ко сну, плохо засыпает, просыпается с трудом.
Если в семи и более случаях вы выбрали вариант:
- «а» – скорее всего, темперамент вашего ребёнка сильный, уравновешенный, подвижный. Таких людей мы обычно называем сангвиниками;
- «б» – согласно вашим наблюдениям получается, что ваш ребенок отличается сильным, неуравновешенным, подвижным темпераментом. Такого человека называют холериком.
- «в» – можно предположить, что темперамент ребёнка слабый, уравновешенный, инертный, то есть флегматический.
- «г» – темперамент ребёнка слабый, неуравновешенный. Такие дети могут быть подвижными, а могут – инертными. Людей такого типа мы называем меланхоликами.
Во всех остальных случаях ответы свидетельствуют, что темперамент ребёнка смешанный. При таких вариантах надо проанализировать, каких ответов больше. Некоторые вопросы теста вы можете задать и самому ребёнку, естественно, переформулировав их. Задавая ребёнку вопросы о нём самом, о том, что ему нравится, как он ведёт себя в той или иной ситуации (не почему он ведёт себя так или иначе – на этот вопрос трудно бывает ответить не только малышу, но и взрослому, а именно как), а помогаете ему лучше понять собственный характер, учите его разбираться в себе, а значит, формируете у него способность к саморегуляции и самовоспитанию.
Назад в раздел