a:2:{s:4:"TEXT";s:508:"Львёнок родился слабым, и старшие кусали, пинали и травили его с большим удовольствием. А голос за кадром утешал: «Ничего. Скоро он вырастет, станет сильным и так же будет травить своих беззащитных сородичей… Если выживет».
В детском коллективе почти всегда разыгрывается тот же сценарий. Разница в том, что «выжить» имеет не только физический смысл. Часто детишки, испытавшие травлю, искалечены морально, с клеймом изгоя и программой неудачника на всю жизнь. Родителям просто необходимо помнить об этом.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Школьная травля, или буллинг – проблема, актуальная для многих стран. Это особый вид эмоционального или психологического насилия, которое вызывает у ребёнка-жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку. Есть множество способов воздействия – это насмешки, присвоение кличек, бесконечные критические замечания, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребёнком отказываются играть, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения) и так далее. Словесное воздействие нередко переходит в самое настоящее физическое насилие – ребёнка бьют, щипают, у него отнимают и портят вещи. Такие издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы серьёзные травмирующие переживания.
Жертвой школьной травли может стать любой ребёнок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее, или того, кто чем-то отличается от других. Наиболее часто это случается с детьми, которые имеют:
• физические недостатки – это дети, носящие очки, со слабым слухом, двигательными нарушениями. Как правило, они не могут защитить себя;
• отклонения в поведении –например, импульсивные дети, или, наоборот, чрезмерно замкнутые и заторможенные;
• различные особенности внешности – рыжие волосы или веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, чрезмерную полноту или худобу, особую форму головы, слишком большой или маленький рост;
• неразвитые социальные навыки – эти дети не умеют общаться, они стеснительны или, наоборот, агрессивны, а в худшем случае могут даже воровать вещи у товарищей и совершать другие антисоциальные поступки. Травля усугубляет их и без того трудную ситуацию;
• страх перед школой. Ребёнок, который боится идти в школу, уже с самого начала настроен на неприятности – и такое отношение, как правило, притягивает негативные события;
• отсутствие опыта жизни в коллективе – этим отличаются так называемые «домашние дети», которые не ходили в детский сад и не имели возможности общаться с другими ребятами. У них слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, кроме того, такие детки бывают очень эгоистичны, поэтому они нередко становятся объектом нападок со стороны остальных;
• различные болезни – например, энурез, нервный тик, эпилепсию, заикание и другие физические и психические нарушения. Этим детям приходится особенно остро сталкиваться с жестокостью сверстников;
• низкий интеллект и трудности в обучении. Неуспеваемость, затруднения в освоении даже несложного материала – также распространённый повод для насмешек. Случается, что в общеобразовательную школу попадают даже дети с явной умственной отсталостью – им приходится вдвойне тяжело, и школьный период становится травматическим на всю оставшуюся жизнь.
Эти категории детей составляют группу риска, поэтому родителям и учителям необходимо обратить особое внимание на их психологическую безопасность.
С другой стороны, маленькие агрессоры также определяются по ряду признаков. Установлено, что к насилию над другими больше склонны дети, которые в грудном возрасте не получили достаточно материнской любви и заботы. Наиболее сильно это проявляется у ребят из детских домов и приютов, а также у «социальных сирот» – тех, чьи родители пьянствуют, употребляют наркотики и совершенно не занимаются своими детьми. Также склонность издеваться над другими наблюдается у детишек, которые происходят из следующих семей:
• Неполные семьи. Ребёнок, который воспитывается родителем-одиночкой, чаще будет применять насилие в отношении сверстников. Интересно, что девочки склонны к этому больше, чем мальчики.
• Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Такие матери обычно не доверяют миру ребёнка и школе и не желают сотрудничать со школой в отношении воспитания сына или дочери. Эти мамы считают, что ребёнка окружают «враги», поэтому оправдывают его поведение как защиту от них, и сами никаким образом не осуждают поведение ребёнка и не корректируют его.
• Властные и авторитарные семьи. Условия воспитания в таких семьях, как правило, суровы. Ребёнок вынужден всецело подчиняться воле родителей, при этом он испытывает гнев и страх, который не в состоянии адекватно выразить дома. В этом случае выплеск подавляемых эмоций происходит в школе – как правило, объектом становится тот, кто слабее и не может постоять за себя.
• Семьи, где происходят постоянные конфликты. Если взрослые часто ругаются, ссорятся, самоутверждаясь таким образом в присутствии ребёнка, то он усваивает такую же модель поведения, и она может передаваться из поколения в поколение. В семье, где отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения, постоянно царит тревожная, давящая атмосфера, ребёнок вынужден защищаться любым способом – например, вести себя агрессивно. Если в семье принято насилие (например, муж бьёт жену или издевается над ней), то дети воспринимают это как само собой разумеющееся – например, ребёнок, привыкший к рявкающему, приказному тону, оценивает его как нормальный. Следовательно, он не будет видеть ничего особенного в повышении голоса и побоях и станет применять те же методы к другим.
• Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У каждого человека разная генетическая основа для переносимости стресса (толерантности). Это биологический фактор, который достаточно трудно изменить. У детей с низкой толерантностью к стрессу – то есть, у тех, кто плохо переносит травмирующие ситуации, обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
Склонны к насилию над сверстниками нередко и дети с низкой успеваемостью – ведь они находятся в более «худшем» положении и поэтому стремятся выместить обиду на тех, кому повезло со способностями. Исследования показали, что самооценка школьника напрямую связана с успеваемостью: чем лучше отметки, тем выше и устойчивее самооценка. Но здесь мальчики и девочки отличаются друг от друга: для мальчиков важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах, чем успеваемость по предметам, поэтому мальчик, который плохо учится, но реализует себя в другой деятельности, вряд ли будет издеваться над отличником. А вот неуспевающие девочки имеют гораздо больший риск проявления агрессии по отношению к сверстницам, которые опередили их в учёбе. Если в классе есть девочка, которая хорошо учится, то она может подвергнуться издевательствам именно со стороны других девочек, а не мальчиков.
Способствуют проявлениям насилия среди детей и плохой микроклимат в учительском коллективе, и равнодушное отношение педагогов к происходящему. Удивительно, но часто и родители, и педагоги ошибочно считают школу достаточно безопасным местом. Между тем, учёными доказано, что различия в распространённости буллинга в одной и той же школе могут быть обусловлены той позицией, которую занимает завуч, ответственный за воспитательную работу с учащимися определённого возраста. К сожалению, нередко взрослые склонны защищать от нападок и обвинений учителей, но не детей.
Результат школьной травли может быть весьма и весьма серьёзным. Длительные издёвки со стороны сверстников сказываются на том, как ребёнок воспринимает себя – на его Я-образе. Он чувствует себя затравленным и в дальнейшем пытается избегать любых отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвам насилия, поскольку боятся, что сами подвергнутся издевательствам. В результате малыш, которого травят, и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Роль жертвы становится причиной низкого статуса в классе или группе, появляются проблемы в учёбе и поведении, а также расстройства здоровья и психики – неврозы, депрессия, нарушение сна и аппетита. Кроме того, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности (осознании себя целостной личностью, индивидуальностью). Длительный стресс порождает чувство безнадёжности и безысходности, что может привести даже к попыткам суицида.
Проблему школьной травли невозможно разрешить за счёт ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учёбы или организации психологической поддержки для жертв травли. Чтобы создать безопасные условия, в которых дети смогут расти и развиваться позитивно, необходимо потрудиться всем – нужна работа с детьми (как с обидчиками, так и с жертвами), педагогами и родителями. Только в этом случае школьное насилие как неприятное и тревожное явление может уменьшиться и совсем сойти на нет.
Рекомендации родителям:
Если ваш ребёнок подвергается травле со стороны сверстников, то прежде всего отнеситесь к этой проблеме серьёзно. Может быть, вы сами считаете, что нет ничего особенного в том, что малыша дразнят за физические и иные недостатки, но для него это тяжелейшая травма. Вы можете поговорить с учителями, если нужно – встретиться с родителями обидчика. Но гораздо важнее то, как вы сами будете относиться к своему сыну или дочери, каким образом станете общаться с ним. Проверьте себя: не посмеиваетесь ли вы сами вслух или про себя над своим маленьким неумехой? Если вы подчёркиваете в присутствии ребёнка (или даже просто в мыслях) его недостатки, то необходимо срочно отказаться от этого. Начните искать достоинства в его внешности и характере, пусть небольшие, но важно обращать на них внимание. Беседуйте с ребёнком о мире, о людях – если малыш имеет какой-то физический изъян, то важно рассказывать ему о великих людях, которые преодолели подобную проблему и достигли высот в жизни, так он сможет брать с них пример. Хвалите его за любые достижения и результаты – так малыш начнёт больше уважать себя, у него появится чувство собственного достоинства.
Если ребёнок слишком домашний, «тепличный», то пересмотрите свой стиль воспитания. Отпускайте его почаще играть с другими детьми, учите делиться игрушками и другим вещами, помогать отстающим в учёбе. Приглашайте ребят почаще к себе в дом, пусть ваш малыш покажет им то, чем он увлекается, например, коллекцию марок или аквариум. Так постепенно у него завяжутся дружеские отношения со сверстниками – ведь бывает и так, что обидчик после того, как узнает жертву с другой стороны, становится настоящим другом на всю жизнь.
Учите вашего ребёнка состраданию и сочувствию другим людям. Когда он приходит с жалобой на то, что кто-то его дразнит или бьёт, подумайте вместе с ним, почему обидчик так поступает? Вполне возможно, что он просто несчастен, никто его не любит, и поэтому он вынужден таким способом привлекать к себе внимание.
Для взаимодействия с обидчиком можно посоветовать ребёку (если ему уже исполнилось 10–12 лет) воспользоваться тремя простыми вопросами:
«Для чего ты это сказал (сделал)?» – если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.
«Как ты это определил?» Если, например, ребёнка обзывают неумёхой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?»
«Что тебе мешает...?» – например, «что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и так далее.
Если необходимо скорректировать поведение ребёнка, развить навыки общения с другими детьми, умственные и иные способности, то неоценимой окажется помощь детского психолога. Хороший результат может дать групповая психотерапия, где детишки, занимаясь рисованием, сочиняя сказки, играя, учатся взаимодействовать друг с другом.
Если же ваш сын или дочь сами являются агрессорами и издеваются над другими детьми, то в первую очередь пересмотрите свой стиль воспитания, а также способы взаимодействия с супругом и остальными членами семьи. Возможно, ребёнок берёт пример с вас. Разберитесь в себе и своей жизни, если нужно – обратитесь за психологической помощью. Кроме того, уделяйте больше внимания ребёнку, общайтесь с ним о его делах и интересах, не будьте формальными по отношению к нему. Не стесняйтесь говорить ему, как вы его любите – даже если вы недовольны его поведением, в глубине души всё равно каждый родитель испытывает любовь к своему чаду. Ребёнок почувствует себя нужным, любимым и станет более спокойным и уверенным.
Любить своего ребёнка – не значит потакать его плохим поступкам. Если вы узнали, что ваш малыш дразнит или бьёт других детей, то спокойно и в то же время твёрдо объясните, почему так делать нехорошо. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, не кричите на него и не бейте –это только усугубит склонность к насилию. Предложите ему побыть на месте обиженного, почувствовать то что чувствует он – вряд ли ребёок станет продолжать свои нападки, если по-настоящему поймёт, что не прав. Но для этого у вас должен быть уже установлен контакт с вашим сыном или дочерью, необходимо доверие с обеих сторон. Можете привести пример из истории, когда те, кто издевался над другими (например, во время войны), впоследствии были наказаны и испытывали горечь и сожаление от своих деяний.
Если ребёнок постоянно издевается над одним мальчиком или девочкой, то поговорите с ним – возможно, он завидует тому в чём-то. Подумайте вместе с ребёнком, как достичь такого же успеха, возможно ли это, а если нет, то в чём может быть успешен именно ваш малыш. Развивайте его творческие способности –ведь ни один человек, который занят интересным делом, не станет тратить время на пустые насмешки.
И конечно же, постарайтесь, чтобы ваш ребёнок по-настоящему подружился с кем-то – ведь, скорее всего, в глубине души он одинок и не нужен даже самому себе. Дружба делает чудеса – найдя товарища, с которым действительно интересно, он почувствует себя принятым и станет более терпимым к чужим достоинствам и недостаткам.
Элеонора Гинзбург
психолог
Назад в раздел