Трудно быть родителем
a:2:{s:4:"TEXT";s:544:"Говорят, что опытные врачи и медсёстры уже в роддоме видят характер малыша и даже с большой долей вероятности могут сказать, каким он вырастет. Споры о том, что больше влияет на формирование личности – гены или воспитание, не утихают. Ясно одно: самый «блестящий» генетический набор может загубить воспитание и наоборот. Итак, счастливым родителям вручают долгожданного младенца. Не мешкая, принимайтесь за воспитание: время пошло. А ваши инструменты: любовь, терпение, ещё раз терпение и, конечно, любовь. Постараемся немного помочь с теорией.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
На становление личности влияют биологические, социальные и педагогические факторы.
Биологические: наследственность ребёнка, его гены.
Социальные: социум, то есть окружение ребёнка, культура того общества, в котором он живёт, его менталитет.
Педагогические: факторы, которые призваны уравновесить перечисленные выше и воспитать личность.
Известный американский психиатр Росса Кэмпбелла писал, что уже в палате для новорождённых в роддоме можно выделить девять темпераментов – самых главных характеристик ребёнка, которые сохранятся у него в дальнейшем. Окружение может слегка видоизменить эти характеристики. Но темперамент глубоко укореняется в личности, его переделать трудно.
Родители способны повлиять на становление личности. Учёные доказали, что безусловная любовь может скорректировать даже самый трудный темперамент.
Термины «лёгкий младенец», «трудный младенец» означают темперамент ребёнка, то есть его врождённые психомоторные характеристики: реактивность (реакция на критику, воспитание), общий настрой, желание следовать указаниям и тому подобное. Поэтому портрет «трудного младенца» можно описать следующим образом: упрямый, плаксивый, навязчивый, не воспринимающий. Итак, рассмотрим различные типажи «трудных» детей.
«Спичка» – ребёнок с высокой степенью реактивности. Он реагирует остро на попытку любого влияния, может проявлять агрессию, в том числе и по отношению к себе самому.
«Улитка» – склонен замыкаться при изменении ситуации.
«Черепаха» – с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам, тяжело переносит адаптацию, переживает об утрате общения с ушедшим из семьи родственником, не принимает нового члена семьи.
«Нытик» – ребёнок, у которого обычно плохое настроение
«Навязчивый» – постоянно нуждается в опеке, родительской поддержке. Если же её лишается, то нередко совершает неблаговидные поступки, чтобы снова обратить на себя внимание.
Есть ли идеал? Есть. Это сочетание безусловной любви родителей к ребёнку и достаточно лёгкий его тип темперамента. Безусловная любовь – это положительный настрой на малыша, принятие таким, какой он есть. Требовательная же любовь родителей – отношение к воспитанию ребёнка без учёта темперамента.
Основы личности малыша закладываются в семье. Каковы типы неправильного семейного воспитания? Это гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, неправильное реагирование на поведение ребёнка или непрогнозируемые реакции одного из родителей.
Гиперопека – повышенные требования к поведению ребёнка, да впрочем, и к его растущей личности в целом.
Родители требуют полного послушания, контролируют малыша, лишают возможности выбора и в итоге становятся для него надзирателями, а домашнее воспитание превращается в тюремное. Нередко такие родители сами пострадали в детстве, были лишены поддержки матери или отца или подвергались насилию в семье. Во взрослой жизни тоже не состоялись. Теперь требуют собственной реализации, но не от себя, а от своих детей. В такой семье ребёнок не сможет стать личностью. Он будет стремиться как можно скорее избавиться от чрезмерного влияния. Таких родителей трудно переубедить в их стремлении тюремными методами воспитывать личность. Следует помнить, физическое наказание разрушает личность, нередко вынуждая ребёнка лгать и полностью не доверять родителям.
В гиперопеке также у малыша не формируется образ правильного поведения как собственного, так и родителей по отношению к нему из-за того, что все решения принимают за него родители. Как ни парадоксально, но дети, выросшие в условиях гиперактивного надзора, часто начинают курить, употреблять психоактивные вещества (алкоголь, наркотики), вести раннюю половую жизнь, и здесь говорить о личности уже не приходится. Детям хочется вырваться из-под надзора своих родителей пусть и в ущерб собственного разрушения. Вспомним пословицу: «У семи нянек, дитя без глаза». Поэтому культ личности – это всегда плохо.
Гипоопека характеризуется безнадзорностью. Принцип родителей по отношению к ребёнку звучит примерно так: «Делай, что хочешь, главное – мне не мешай». Самый важный период для полноценного формирования личности – до подросткового возраста.
У маленького ребёнка ещё нет правильной модели поведения. Он считает нормой те условия, в которых живёт в настоящий момент. И если он не видит другой модели воспитания, даже самое жестокое отношение к себе он будет воспринимать как должное. Если родители неправильно реагируют на поступки малыша, в дальнейшем он не будет знать, как правильно себя вести. Частенько бывает, что родители умиляются, как их чадо мучает животное. А потом искренне удивляются, почему их милый малыш вырос таким чёрствым и бессердечным. Или ребёнок бьёт маму по лицу, а она терпит или смеётся. Нечего и говорить, что ребёнок будет убеждён в том, что бить и маму, и других людей по лицу хорошо и правильно.
Требования к поведению и поступкам малыша должны быть постоянными и одинаковыми у всех членов семьи. Бывает, мама устала и поэтому ругает за разброшенные игрушки, а всегда прежде сама их убирала за малышом. Бабушка никогда не наказывает за долгие сборы в детский сад, и кроха недоумевает, почему мама, опаздывая на работу, ругает его. Ребёнку такое поведение близких взрослых непонятно, это воспитание по настроению часто используют одинокие матери из-за усталости. Они любят малыша, но не справляются с его воспитанием.
И мамам, и папам, дедушкам, и бабушкам, как бы они ни уставали, нужно помнить, что воспитание «по настроению» – не воспитание. Ребёнку будет непонятно такое поведение самых близких людей. Даже при наказаниях малышу нужно объяснять, за что его наказывают. И мера должна быть обязательно справедливой.
И наконец, ещё один тип неправильного семейного воспитания – эмоциональное отвержение. Оно выражается в эмоциональной безучастности родителей к личности ребёнка. Родители не могут или не хотят проявлять чувства к малышу. В классическом примере – это воспитание Золушки. Как бы ребёнок ни старался и ни нуждался бы в родительской любви, он её не получает, как правило, со стороны одного из родителей – отца или матери. Причины могут быть самые разные, в том числе и эмоциональная холодность как личностное качество одного из родителей. Но личностью в такой семье ребёнок все же может стать, если другой родитель или близкий взрослый (вспомним крёстную Золушки) будет любить малыша за двоих.
Только при безусловной любви, где во главу угла ставится желание служить собственным детям, не проживать за них жизнь, а именно помогать им преодолевать препятствия на пути их восхождения к личностному росту, есть возможность воспитать состоятельного во всех отношениях человека.
Ребёнок появляется на свет индивидуумом, то есть он принадлежит к человеческому роду и нуждается в условиях, позволяющих ему развиваться как человеку. Затем уже с первых месяцев жизни родители отмечают, что ребёнок не такой, как у соседа или их первенец. Он любит или не любит пустышку, много плачет или, наоборот, молчаливо переносит трудности, и всё потому, что он индивидуальность и нуждается в особом к себе подходе, который не подойдёт другому ребёнку. Может, с ним вам будет труднее или легче, чем было с первым или вторым ребёнком, или не так, как у ваших знакомых, но вы должны его принять, приспособиться к нему, познакомиться с ним, создать индивидуальные и подходящие только ему условия, эффективные для его личностного роста.
Поэтому с первых дней жизни старайтесь понять: хорошо ли вашему ребёнку в тех условиях, которые вы ему создали.
В процессе воспитания возникают ситуации, когда необходимо что-то резко поменять, но лучше, когда происходит не революция, а эволюция, постепенное изменение педагогических условий в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.
Личность формируется только там, где родители сами являются состоявшимися в обществе людьми. Личность воспитывает личность. Трудно требовать от ребёнка здорового образа жизни, если родители сами его не ведут. Личный пример состоятельности в обществе – эффективный способ воспитать личность в своём малыше. Нельзя не отметить и возможность выбора будущей профессии и много всего остального, для этого следует вести с ребёнком разговор, искренне интересоваться его личным мнением. Начинать надо с малого, одежду и игрушки лучше покупать, советуясь со своими детьми. Можно обсудить и личный опыт и трудности, но уже успешно решённые родителями. Можно рассказать детям, как вы познакомились, и с чего и кого началась ваша семья.
Только не надо сваливать собственные трудности на детей или связывать их появление в жизни из-за детей. Вспомним ещё одну народную мудрость: «Бог дал ребёнка, даст и на ребёнка». Появление ребёнка в жизни родителей происходит в результате их собственного решения, поэтому и ответственность за него лежит на них.
Конечно, не существует рецептов эффективного воспитания личности, как в кулинарном искусстве, хотя и там требуется мастерство. Вспомним о таких мощных средствах, как самовоспитание и уважение к формирующейся личности. Ведь никому и в голову не придёт воспитывать уже уважаемого и любимого человека. А разве это не ваш ребёнок?
Назад в раздел