Тихая война
a:2:{s:4:"TEXT";s:246:"Как быть, если вы обнаружили в своём общении с ребёнком элементы психологического и эмоционального насилия? Прежде всего – не впадайте в панику и не обвиняйте себя. Лучше сосредоточьтесь на том, какими путями можно выйти из создавшейся ситуации. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
В результате психологического насилия у ребёнка формируются следующие деструктивные установки, представления и мифы:
• Любовь – это обязанность. Ребёнок начинает считать, что обязан любить своих родителей несмотря на боль, которую они ему причиняют.
• Родители заслуживают уважения по определению – только потому, что они родители.
• Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.
• Стыдно хорошо относиться к себе и высоко ценить себя.
• Нужно пренебрегать своими желаниями и потребностями ради заботы о других. Только так можно заслужить любовь.
• Проявления любви и нежности вредны и нежелательны.
• Удовлетворять детские желания неправильно; лучшая подготовка к жизни – суровость, грубость и холодность.
• Лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать свою неблагодарность.
• То, как ты себя ведёшь, важнее того, что ты на самом деле представляешь собой.
• Родители не переживут, если их обидят.
• Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.
• Родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Когда ребёнок вырастает, то неосознанно переносит эти установки в свою собственную семью, лишая уже своих детей столь необходимой любви и поддержки. Он играет на струнах их чувств и любой ценой оберегает свой родительский авторитет. Нужно ли удивляться тому, что эмоциональное и психологическое насилие стало таким распространённым явлением в нашем обществе, а перечисленные «мифы» нередко являются неписаными нормами социальной жизни?
Личность с низкой самооценкой постоянно переживает чувство вины и стыда
Стратегии ненасильственного воспитания
Как быть, если вы обнаружили в своём общении с ребёнком элементы психологического и эмоционального насилия? Прежде всего – не впадайте в панику и не обвиняйте себя. Лучше сосредоточьтесь на том, какими путями можно выйти из создавшейся ситуации. Вот несколько рекомендаций родителям:• Уважайте своего ребёнка, каким бы плохим и никчемным он вам ни казался. Ищите в нём даже незначительные положительные черты, признайте их и похвалите ребёнка за это.
• Перестаньте обвинять ребёнка во всех ваших бедах и неудачах. Просто нелепо считать, что один маленький человечек является причиной вашей неудавшейся жизни.
• Займитесь решением ваших собственных проблем. Как правило, в таких случаях необходима проработка негативных эмоциональных переживаний, корни которых лежат в раннем детстве. Наилучший способ – обратиться за психологической помощью к специалисту.
• Будьте терпимы к себе, уделяйте внимание своим потребностям. Одна из очень важных потребностей, которую обычно нелегко удовлетворить, – это потребность в уединении. Будучи наедине с собой, человеку легче проанализировать причины своего поведения, успокоиться и восстановить душевное равновесие.
• Старайтесь получать удовольствие от жизни. Достаточно отдыхайте, читайте художественную и духовную литературу, любуйтесь природой, ходите в театр, кино, на концерты.
• Делайте то, что вам нравится, а не только то, что, как вам кажется, вы должны делать.
• Повышайте свою самооценку. Достигнув даже небольшого результата в какой-либо жизненной сфере, похвалите себя за это. Вы станете больше уважать себя, а значит, и других людей, в том числе и своего ребёнка.
• Уступайте ребёнку, если он чего-то категорически не приемлет. Правила и нормы питания, режим дня не должны быть слишком догматичными. Доверие ребёнка гораздо важнее победы, которую вы пытаетесь над ним одержать, заставляя беспрекословно подчиняться вам.
• Прислушивайтесь к желаниям ребёнка. Предлагая сделать что-либо, спросите, хочет ли он этого. Если нет желания поступать так, как хочется вам, – это ещё не значит, что он вас не любит. Постарайтесь выяснить желания и склонности ребёнка и помогайте ему в их реализации.
• Если вам в жизни что-то не удалось, это ещё не значит, что ребёнок должен компенсировать вашу неудачу. Например, если у вас не получилось стать музыкантом или художником, не отдавайте ребёнка в школу искусств, чтобы он достиг того, что не смогли осуществить вы. Возможно, таланты вашего ребёнка лежат совсем в иной области.
• Не заставляйте учиться из-под палки. Не требуйте отличных оценок. Желание быть усидчивым, внимательным и серьёзным должно возникнуть само и мотивироваться интересом, а не страхом наказания.
Разумеется, отсутствие насилия в обращении ещё не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Но любое взаимодействие необходимо основывать прежде всего на уважении личности, терпимости к детским чувствам, внимании к истинным потребностям. Только тогда возможно вырасти психологически здоровым, творческим и достойным уважения человеком.
Назад в раздел