Немножко звери
a:2:{s:4:"TEXT";s:293:"Неужели мы всё время разрушаем? Постоянно. Вот малыш лепит фигурки из пластилина и отрывает от большого бруска кусочки, разрушая его структуру. Чтобы насытиться, мы отрываем куски пищи. Мы «пережёвываем» идеи других, прежде чем родить свои. Иногда агрессивные действия спасают жизнь. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Саше пятнадцать лет, он из неблагополучной семьи. В начальной школе на него жаловались одноклассники – мальчик отнимал у них деньги, игрушки. В средней школе Саша начал буквально терроризировать детей, принуждал их приносить ему деньги из дома. Когда милиция пришла к Саше домой, мальчик не отпирался и рассказал, что деньги тратил на еду для себя и братьев, а что оставалось – на развлечения и подарки друзьям из компании.
Действия Саши не имели цели нанести вред одноклассникам. Его задачей было получение денег, вещей, а угрозы и насилие служило инструментом для достижения цели. В животном мире подобная агрессия используется для добывания еды и доминирования в стае. Животное в момент насилия действует спокойно, расчётливо, сердце его бьётся ровно, дыхание глубокое, а движения тихие и незаметные или, наоборот, намеренно демонстративные. Вот и Саша действовал планомерно и расчётливо. Корни такого поведения, безусловно, кроются в тяжёлой жизненной ситуации, в которой воспитывался мальчик. Первое, что нужно было сделать – поменять условия его существования. Это удалось. Сейчас он оканчивает школу и надеется, что после армии будет работать системным администратором.
Дима с раннего возраста был непоседой. Умненький и смышлёный, он быстро научился читать, писать, считать, и, казалось, был готов к школе. Но с первого же класса у него возникли серьёзные проблемы – на уроках он не сидел на месте, перебивал учителя, отвлекался, дрался. Мальчик легко раздражался из-за малейших замечаний и тут же вступал в драку. Через минуту Дима уже успокаивался и даже просил прощения, но дети сторонились его, а учителя записали в разряд хулиганов.
Первое, что бросается в глаза в случае с Димой, что раздражительность не приносит никакой пользы, лишь сильнее портит отношения с одноклассниками, учителями и родителями. Диме свойственна так называемая импульсивная агрессия. В её основе лежит неспособность сдерживать в себе реакции, возникающие на какой-то внешний раздражитель или внутреннее желание. В норме, между возникновением внешнего стимула и нашей реакцией на него проходит какое-то время (иногда даже меньше секунды), за это время мы оцениваем разные варианты нашей реакции, вспоминаем предыдущий опыт и выбираем наилучший вариант из возможных. Чем больше времени мы тратим на выбор реакции, тем более она продуманна. При импульсивной агрессии ребёнок действует, не учитывая окружающую обстановку, возможные последствия своих действий, реакцию окружающих. Если проводить параллели с животным миром, то можно вспомнить, например, поведение лошадей, которые, испугавшись, бегут, не разбирая дороги. Диме был поставлен диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), назначено лекарство, приём которого существенно снизил выраженность симптомов. Мальчику нужны были спокойные условия, потому переменки между уроками он стал проводить в школьной библиотеке, играя в компьютерную приставку. Все это дало замечательный результат – конфликтов в школе стало намного меньше. С возрастом импульсивность Димы значительно снизилась, он стал себя сдерживать, хотя и остался более раздражительным, чем его сверстники.
Маше восемь лет. Бывают дни, когда она спокойна и дружелюбна, но бывает и наоборот – девочку как будто подменяют. Родители замечают это уже с утра - по её бегающим глазам, нервной походке, подёргивающимся плечам. Нужен лишь повод, чтобы Маша взорвалась как маленькая бомба: из-за слишком горячего чая, брошенного на неё взгляда, замечания. Девочка долго не успокаивается, убегает в свою комнату, кидает книжки и игрушки, с трудом приходит в себя.
В основе такого поведения лежат внутренние колебания настроения, неконтролируемые эмоции, которые не связаны ни с какими внешними причинами. Представьте себе до предела разъярённого животного, например, быка. Его глаза наливаются кровью, дыхание становится частым, сердце бьётся убыстренно. Это уже не просто бык, а настоящая машина разрушения. Гнев придаёт ему силы, делает его бесстрашным и даже нечувствительным к боли. У людей так бывает при некоторых эмоциональных расстройствах, последствиях травм головного мозга, аутизме. При этих расстройствах нарушается способность регулировать собственные эмоции, их характер и выраженность. В каком-то смысле, человек становится рабом сильного чувства. Его агрессивные действия направлены не на достижение какой-то цели, а на нанесение вреда.
У агрессивного поведения множество причин. Только поняв проблему, можно оказать эффективную помощь.
Родители обратились с Машей к детскому психиатру. После обследования девочке был выставлен диагноз «биполярное аффективное расстройство» (расстройство, при котором настроение легко и без причины меняется от повышенного до сниженного). Доктор назначил девочке лекарство, стабилизирующее настроение. Посещая психологический тренинг, Маша научилась распознавать свои эмоции, в некоторой степени контролировать их.Володе десять лет. Он никогда не был простым парнем – очень подвижный, с неустойчивым настроением, склонный к страхам и тревоге, он трудно привыкал к школе. Летом после третьего класса он поехал в лагерь, но с первых же дней стал звонить домой и просить его забрать. Он жаловался, что дети его бьют, отнимают игрушки. Мама, приехав немедленно, не узнала своего сына. Он был хмурым, напряжённым, почти ничего не говорил, плохо спал, ему снились кошмары. Дома мальчик несколько раз устраивал страшные истерики – вдруг ни с того ни с сего крушил мебель, кричал, плакал, набрасывался с кулаками на близких. Мама, испугавшись состояния мальчика, госпитализировала его в психиатрическую больницу.
В разговоре с психологом Володя признался, что после произошедших с ним событий он постоянно ощущает повышенную тревогу, а иногда и страх за свою жизнь. При некоторых расстройствах эти переживания достигают такой выраженности, что человек теряет способность к самоконтролю. Подобное наблюдается при депрессиях, тревожных расстройствах, некоторых типах расстройств личности и очень часто при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). После истерик Володя чувствовал облегчение. Его агрессия, подогреваемая чувством страха, была защитной. В этом случае наказание не поможет. Необходимо лечить причину – депрессию, тревогу, ПТСР. Володе был поставлен диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство». Благодаря оказанной психологической помощи тревога и страх у мальчика ушли, он обрёл уверенность в себе.
Чтобы выявить причины опасного поведения ребёнка, какой тип агрессии доминирует у него, требуется много времени и сил. Однако, только поняв проблему, можно оказать эффективную помощь.
Назад в раздел