Травля в школе
a:2:{s:4:"TEXT";s:333:"Ужасающе большое количество взрослых считают, что травля – нормальная составляющая взросления. Исследования показывают: унижение и насилие со стороны сверстников в школе наносят непоправимый вред развитию личности. В этом нет ничего «нормального». Думать, что травля – обычное явление, –
лишать жертву поддержки и потакать обидчику.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Ирина Макарова, г.Москва
Некоторые педагоги предпочитают не вмешиваться. Арсенал реакций и действий учителя на моббинг разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого), – но неэффективен. Отчасти они не воспринимают это как свою задачу, потому что их этому не учили. Вроде бы классный руководитель должен отвечать за психологический климат в классе, но часто он не владеет необходимыми для этого инструментами, компетентностью, мотивацией.Некоторые преподаватели считают, что наличие буллинга в классе свидетельствует об их низкой квалификации. Это заблуждение приводит к тому, что многие учителя не хотят говорить о происходящем в классе насилии, тем более о мелком, привычном. Не хочется «выносить сор из избы» и подводить собственную школу. Но исследования вновь и вновь подтверждают: в любой школе и у любого учителя могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления. Учителя часто, не разбираясь, в чём дело, наказывают того, кого травят. Ребёнка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит преподаватель, и обиженный оказывается крайним. Нередко обвиняют затравленного ребёнка: «не похож на других», «неправильно себя ведёт», «сам провоцирует», «его не любят». Обвинять жертву — значит оправдывать обидчиков. Таким образом, учитель встаёт на сторону нападающего.
Часто в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителю, — и он не верит жалобам на тех, кто на хорошем счету. Мучители умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не видит.
Педагог должен разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребёнка, которого обижают. Позиция учителя имеет решающее значение: даже не против обидчиков, а против самой травли.
Увы, преподаватели обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: они считают, что воспитывать надо дома, а обязанность школы — учить. Но Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся… во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила в школе. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его зона ответственности. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства.
В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Более того, зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами её подстёгивают. С неприязнью относясь к одному из учеников, они провоцируют других детей.
Если вы видите, что ребёнка травят, нужно сообщить об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля — системная проблема школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. Учитель может искоренить буллинг только совместно с детьми. Не заступаться за жертву, не обличать зачинщиков. Сработают длительные, постепенные меры по оздоровлению климата в классе.
Учитель, который уважает учеников, укрепляет их самоооценку и отмечает успехи, готов обсуждать сложные ситуации в классе, откликается на обращения школьников и их родителей, работает на создание конструктивных отношений в классе.
Если травит учитель
К сожалению, бывает, что агрессорами выступают не только сверстники. Иногда в травле принимают участие учителя. Они намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе.Буллинг может быть даже очень удобен. Когда в классе есть козел отпущения, дети на нём вымещают агрессию. Зачастую учитель, унижая и выделяя «необучаемых», «худших в параллели», сам провоцирует травлю. Так, поощряя агрессию, направленную на кого-то из детей, педагог сбрасывает напряжение в классе.
Какие формы принимает неприязнь учителя? Поставить перед всем классом, наказывать всех из-за одного, изматывать постоянными вызовами к доске, необоснованными жалобами, обвинениями в том, чего не совершал, унижать перед всеми.
Учитель, недолюбливающий ученика, может снижать оценки (доказать предвзятость учителя сложно, ведь оценивание всегда субъективно); негативно обобщать, возводить любой промах в систему; игнорировать достижения ученика или представлять их в невыгодном для него свете, осаживать желание проявлять активность.
Особенно тяжело ребёнку справиться с психологическим насилием со стороны взрослых в начальной школе. В это время учитель имеет большое влияние на его становление личности и выбор ценностей. Поэтому, если он оценивает кого-то из ребят как «плохого», дети этому верят. Замечания по поводу успеваемости, внешнего вида или игнорирование ребёнка приводят к тому, что у малыша появляется страх навсегда остаться плохим. Он теряет интерес к учёбе, с трудом усваивает материал, хуже успевает. Школьник может начать придумывать различные предлоги, чтобы не ходить в школу, или просто категорически отказывается идти на урок, начинает часто простужаться, становится скрытным, тревожным, плаксивым.
Как же помочь?
Сначала поговорите с классным руководителем, продемонстрируйте свою решительность разобраться в ситуации. Если предпринятые шаги не меняют её, обратитесь к администрации. На уровне школы сейчас появляется все больше и больше инструментов, которые позволяют решить этот вопрос. Будьте готовы пройти все возможные инстанции, чтобы прекратить буллинг в отношении ребёнка.Ваша задача – не спустить дело на тормозах, ограничиваясь одним разговором, а выступить жёстким контролёром принимаемых мер со стороны руководства школы.
Итак, ваш ребёнок стал объектом травли в школе. Что предпринять.
• Поговорите с сыном или дочерью, но избегайте при этом длительных допросов! Проанализируйте ситуацию вместе: когда и почему возник конфликт, кто из детей принимает участие в травле, есть ли у него защитники, как часто это происходит, существует ли опасность для жизни и здоровья.
• Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Осторожные слова и взвешенные решения в данной ситуации помогут гораздо больше, чем бурные эмоции. Убедите малыша в том, что всегда будете на его стороне.
• Соберите доказательства травли: свидетельства учителей или других учащихся, скриншоты экрана, если речь идёт о травле в социальных сетях, или смс c оскорблениями и угрозами, видеозаписи и тому подобное.
• Предложите изменить тактику поведения, научите правильно реагировать на агрессоров. Лучший способ в данной ситуации – игнорировать обидчиков или вести себя неожиданным для них образом. Например, не поддаваться на провокации и сохранять невозмутимость или обратить всё в шутку. Неожиданная реакция на стандартные обстоятельства позволит сделать шаг к преодолению конфликта.
• Велика вероятность, что ситуация не разрешится сама по себе. Поэтому обратитесь за помощью к классному руководителю, школьной администрации, школьному психологу и выясните, что они готовы сделать для урегулирования конфликта.
• Если имеется опасность для жизни и здоровья ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы по месту жительства, написав заявление и представив собранные доказательства: диктофонные записи угроз и оскорблений, скриншоты, свидетельства одноклассников, друзей или просто прохожих.
• Родителям важно проанализировать собственную тактику поведения с ребёнком. Помните, что особенности воспитания (гипер- или гипоопека, эмоциональная холодность, авторитарный стиль отношений) – сильный провоцирующий фактор комплекса жертвы у малыша.
Дорогие родители! Только вы можете защитить вашего ребёнка, отстоять его индивидуальность.
Назад в раздел