Секрет «везунчика»

a:2:{s:4:"TEXT";s:125:"Есть люди, у которых всегда всё получается. Они – центр любой компании. Как это им удаётся? Об этом размышляют наши авторы. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Елена ЮДИНАкандидат психологических наук 

Наверняка это лидеры по своей натуре. Чаще всего душой детских компаний становятся заводилы, которые умеют договариваться, а значит – общаться, учитывать настроение и чувства другого. Распределяя роли в игре, они действуют так, чтобы никто не был обделён.

Среди детей ценятся и генераторы идей, способные рождать интересные сюжеты и истории. Ведь вся жизнь дошкольника вращается вокруг игры и сказки. Всегда в цене и хорошие организаторы. Ма­лень­кий менеджер уже в дошкольном возрасте точно знает, кому поручить в игре роль мамы, а кому – папы. А в младшем школьном и подростковом возрасте – кого поставить на футбольные ворота, кого сделать нападающим. Он чувствует, как нужно начать игру и когда её закончить, какую применить стратегию, чтобы повысить шансы на выигрыш.

Есть люди, с которыми приятно и комфортно общаться. Им можно рассказать любой секрет, они часто играют роль третейского судьи в конфликтах. Это лидеры-коммуникаторы. Конечно, в полной мере способность находить взаимопонимание с разными людьми развивается в старшем возрасте, но начатки её есть уже у малышей.

У всех типов лидеров есть общая черта – их авторитет основан на уверенности в собственных силах. Уве­рен­ность закладывается в раннем детстве и складывается из трёх убеждений: «Меня любят», «Я могу» и «Я хороший». Как только малыш появляется на свет, весь мир вокруг него либо способствует, либо препятствует формированию этих убеждений. Если у ребёнка зарождаются сомнения хотя бы в одном из них, страдают и два остальных, и вера в себя оказывается подорванной. В результате человек приобретает синдром неудачника – он не верит в собственные силы, считает себя плохим, недостойным любви и уважения.

Многочисленные психологические исследования показывают: здоровая самооценка играет гораздо более важную роль в освоении учебного материала, чем IQ (коэффициент развития интеллекта). Поэтому, создавая ребёнку как можно больше условий для интеллектуального развития, уделяйте внимание развитию его уверенности в себе.

Потребность в любви и принятии – базовая потребность человека, а малышу жизненно необходимо знать, что самые близкие люди – родители – любят его не за что-то, а просто так. Такая любовь даёт чувство защищённости, учит не бояться ошибок. Ребёнок, уверенный в любви близких, исполнен доброжелательности к людям, способен понимать и жалеть других и потому быстро находит ответный отклик среди сверстников.


Самира ПАВЛОВА, психолог

Думается, жизненный успех объясняется способностью воспринимать себя адекватно. Эта способность закладывается в детстве, и в первую очередь благодаря родителям. Что для этого нужно? Прежде всего взаимное уважение и доверие в семье. Далее – дисциплина, то есть ясная и разумная система требований, предъявляемых ребёнку, безу­словное принятие малыша матерью. Не­ма­ло­важен и уровень собственной самооценки матери – тревожная и неуверенная в себе женщина заражает своей тревожностью и ребёнка.

Низкая самооценка появляется там, где культом являются беспрекословное послушание, полная зависимость от взрослых, опрятность, бесконфликтные отношения со сверст­никами. Дети из авторитарных се­мей вырастают надломленными, лишёнными чувства собственного достоинства. Такое же самовосприятие свойственно детям равнодушных родителей, уделяющих ребёнку ма­ло внимания.

Завышенная самооценка – результат чрезмерно мягкого воспитания, когда ребёнка восхваляют и балуют, он – кумир семьи. От­сут­ствие границ и доброй направляющей руки оборачивается повышенной тревожностью, сомнениями в собственной ценности, низким уровнем успешности и в конечном счёте неспособностью строить прочные отношения с окружающими.

Как узнать, какая самооценка у ребёнка? Посмотрите на его рисунки. Работы детей с высокой самооценкой оригинальны, полны юмора, в них проявляется наблюдательность и творческий подход. У детей с самооценкой ниже средней рисунки скованные и маловыразительные. Дети с низкой самооценкой обычно рисуют маленькие, неуклюжие фигурки, которые могут служить иллюстрацией присущей им внутренней неуверенности.



Назад в раздел