Секрет «везунчика»
Елена ЮДИНА, кандидат психологических наук
Наверняка это лидеры по своей натуре. Чаще всего душой детских компаний становятся заводилы, которые умеют договариваться, а значит – общаться, учитывать настроение и чувства другого. Распределяя роли в игре, они действуют так, чтобы никто не был обделён.
Среди детей ценятся и генераторы идей, способные рождать интересные сюжеты и истории. Ведь вся жизнь дошкольника вращается вокруг игры и сказки. Всегда в цене и хорошие организаторы. Маленький менеджер уже в дошкольном возрасте точно знает, кому поручить в игре роль мамы, а кому – папы. А в младшем школьном и подростковом возрасте – кого поставить на футбольные ворота, кого сделать нападающим. Он чувствует, как нужно начать игру и когда её закончить, какую применить стратегию, чтобы повысить шансы на выигрыш.
Есть люди, с которыми приятно и комфортно общаться. Им можно рассказать любой секрет, они часто играют роль третейского судьи в конфликтах. Это лидеры-коммуникаторы. Конечно, в полной мере способность находить взаимопонимание с разными людьми развивается в старшем возрасте, но начатки её есть уже у малышей.
У всех типов лидеров есть общая черта – их авторитет основан на уверенности в собственных силах. Уверенность закладывается в раннем детстве и складывается из трёх убеждений: «Меня любят», «Я могу» и «Я хороший». Как только малыш появляется на свет, весь мир вокруг него либо способствует, либо препятствует формированию этих убеждений. Если у ребёнка зарождаются сомнения хотя бы в одном из них, страдают и два остальных, и вера в себя оказывается подорванной. В результате человек приобретает синдром неудачника – он не верит в собственные силы, считает себя плохим, недостойным любви и уважения.
Многочисленные психологические исследования показывают: здоровая самооценка играет гораздо более важную роль в освоении учебного материала, чем IQ (коэффициент развития интеллекта). Поэтому, создавая ребёнку как можно больше условий для интеллектуального развития, уделяйте внимание развитию его уверенности в себе.
Потребность в любви и принятии – базовая потребность человека, а малышу жизненно необходимо знать, что самые близкие люди – родители – любят его не за что-то, а просто так. Такая любовь даёт чувство защищённости, учит не бояться ошибок. Ребёнок, уверенный в любви близких, исполнен доброжелательности к людям, способен понимать и жалеть других и потому быстро находит ответный отклик среди сверстников.
Самира ПАВЛОВА, психолог
Думается, жизненный успех объясняется способностью воспринимать себя адекватно. Эта способность закладывается в детстве, и в первую очередь благодаря родителям. Что для этого нужно? Прежде всего взаимное уважение и доверие в семье. Далее – дисциплина, то есть ясная и разумная система требований, предъявляемых ребёнку, безусловное принятие малыша матерью. Немаловажен и уровень собственной самооценки матери – тревожная и неуверенная в себе женщина заражает своей тревожностью и ребёнка.
Низкая самооценка появляется там, где культом являются беспрекословное послушание, полная зависимость от взрослых, опрятность, бесконфликтные отношения со сверстниками. Дети из авторитарных семей вырастают надломленными, лишёнными чувства собственного достоинства. Такое же самовосприятие свойственно детям равнодушных родителей, уделяющих ребёнку мало внимания.
Завышенная самооценка – результат чрезмерно мягкого воспитания, когда ребёнка восхваляют и балуют, он – кумир семьи. Отсутствие границ и доброй направляющей руки оборачивается повышенной тревожностью, сомнениями в собственной ценности, низким уровнем успешности и в конечном счёте неспособностью строить прочные отношения с окружающими.
Как узнать, какая самооценка у ребёнка? Посмотрите на его рисунки. Работы детей с высокой самооценкой оригинальны, полны юмора, в них проявляется наблюдательность и творческий подход. У детей с самооценкой ниже средней рисунки скованные и маловыразительные. Дети с низкой самооценкой обычно рисуют маленькие, неуклюжие фигурки, которые могут служить иллюстрацией присущей им внутренней неуверенности.
Назад в раздел