Внутренняя картина агрессии у ребёнка

a:2:{s:4:"TEXT";s:381:"Когда ребёнок появляется на свет, он только двумя способами может выразить свое отношение к окружающему миру: улыбкой, радостным гулением – когда он сыт, ему комфортно и тепло; и плачем, криком, брыканием – если он голоден, ему страшно, больно или холодно. В более позднем возрасте малыш, выражая своё неудовольствие, может кусаться, пачкать одежду, отказываться от еды. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Именно так проявляются протестные реакции ребёнка. Для окружающих, если они не понимают причин такого поведения, это может выглядеть как немотивированная агрессия. Родители испытывают чувство стыда, растерянности и страха перед лицом агрессивного поведения их чада и стараются создать у ребёнка запрет на выражение агрессии. А разобраться, что происходит с малышом, необходимо.

Начнём с того, что ребёнок осваивает язык очень медленно и постепенно. В первую очередь он называет предметы, которые видит, потом – что они могут делать, и лишь в последнюю очередь он узнает о существовании вещей, не представленных в предметном мире. Это касается его чувств. Более того, устанавливать связь между событиями ребёнок учится постепенно. Трудно понять чувства ребёнка, который ещё не имеет возможности о них сказать, а лишь способен их выражать в тех или иных действиях. Чтобы понять, почему ребёнок укусил за ухо соседского мальчика или сломал игрушку у девочки из детского сада, надо научиться расшифровывать поведенческий «язык» ребёнка.

Он не мягкий и пушистый

Агрессивные поступки своего ребёнка не стоит объяснять тем, что его-де спровоцировали окружающие, а он спокойный и ласковый. Надо расстаться с иллюзией, что ваш ребёнок не способен на агрессивное поведение. Дети инстинктивно проявляют агрессию, когда ощущают угрозу, когда посягают на их территорию.

Самый распространенный случай – когда ребёнок излишне раздражается на безобидные, казалось бы, стимулы (обращение к нему кого-то из детей или взрослых, требование что-либо сделать, невольное касание или простое невнимание). Чувство опасности формируется с самого рождения и связано с тем, какой образ внешнего мира передала ему мать.

Простой пример. Ребёнок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за своё, а следовательно, и его будущее, в силу различных жизненных обстоятельств испытывает отчаяние и тоску. Малыш, для которого ещё нет разделения на «я» и «не-я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости. В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, любой сигнал истолковывается как подтверждение самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят неожиданными и немотивированными. Взрослые пугаются, пытаются справиться с неконтролируемым ребёнком, и своими действиями подчас лишь усиливают его страхи.

Желание родителей не допускать агрессивного поведения у ребёнка диктуется также и социальными требованиями. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, учителя или тренера на деструктивное поведение сынишки или дочери! Первой реакцией родителей, как правило, становятся упрёки или наказание. К сожалению, это редко приводит к разрешению проблемы, поскольку из виду пропадает самое главное: что именно ребёнок хотел показать своим поведением. К сожалению, в своей практике я часто сталкиваюсь со случаями, когда поводом для визита к психологу становится недовольство ребёнком со стороны учителей.

Андрейкины страхи

Жалобы на восьмилетнего Андрея сводились к тому, что он совершенно не интересуется учёбой, мешает другим детям, постоянно дерётся, не считаясь с тем, кто перед ним – мальчик, девочка, учителя или даже собственная мать. К тому моменту, когда я познакомилась с ним, он был оставлен на второй год, учителя отсадили его на последнюю парту, где он мог заниматься чем угодно, получая двойки за невыполненную работу.

При детальном разборе его поступков выяснилось, что сильнейшая вспышка агрессии была в ситуации, когда ему пытались сделать прививку. Напуганные его сопротивлением медработники и учителя вызвали маму, которую он бил ногами, пытаясь вырваться. Хотел ли он причинить вред матери? Нет. Хотел ли навредить медперсоналу? Тоже нет. Так ведет себя человек, до смерти напуганный, загнанный своими преследователями, от которых он пытается отбиться всеми возможными способами. Это инстинктивная защита. Для мальчика всё его окружение представляло угрозу.

Но стоило вникнуть в проблемы этой семьи, как причина страхов и агрессивного поведения Андрея стала очевидна. Его раннее детство не было безоблачным: после родов мать была в тяжёлом состоянии и не могла уделять малышу достаточно внимания. К тому же семья часто меняла место жительства, а родители постоянно скандалили. Сначала у ребёнка развилось недоверие к родителям, а затем и ко всем окружающим. внутри доминирует чувство страха, человеку недоступен логический анализ.

К сожалению, этот необъяснимый внутренний страх ребёнок часто привносит и в свою взрослую жизнь. И тогда страх становится причиной многих психических расстройств. Помочь в таких случаях может только квалифицированный специалист.

Дайте выговориться

Что предпринять в качестве профилактических мер? Для начала разобраться, связана ли агрессивная вспышка вашего ребёнка с внутренним чувством угрозы. Для этого попробуйте поговорить с ним, ненавязчиво выяснить, чего он боится. Если вы поняли, что он испугался, то просто скажите: «Ты напуган…» – и предоставьте ему возможность рассказать о своих переживаниях. Так ребёнок поймет, что отрицательные эмоции можно передать словами, обсудить их, найти решение проблемы. Постепенно он освоит язык своих чувств и ему проще будет сказать вам, чем он обижен, почему расстроен, зол. Он уже не станет привлекать к себе ваше внимание «ужасным» поведением.

Единственное, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. В вашем диалоге ребёнок должен быть активным рассказчиком, а вы – внимательным слушателем.

Если же ребёнок так напуган, что уже не разбирает, кто перед ним – друг или враг, и вызвать его на откровенность вам не удаётся, просто обнимите его, не обращая внимание на его пинки и тычки. Такие сдерживающие объятия продемонстрируют ему, что вы способны выдержать агрессию, а значит, с ней можно справиться самому. Позже, когда он успокоится, поговорите с ним о его чувствах.

«Личное пространство»

Агрессивное поведение иногда объясняется необходимостью отстаивать себя, своё жизненное пространство. Появившись на свет, ребёнок занимает определённое место в этом мире, у него формируются такие понятия, как «я», «моё». Хорошо, если он имеет свою комнату, которую может заполнять тем, что принадлежит только ему. Далеко не у каждой семьи есть такая возможность, но у ребёнка в обязательном порядке должен быть свой уголок и своя кровать. Точно так же он имеет право на свои чувства и мысли.

Опасный возраст

Есть периоды в жизни ребёнка, когда он особенно остро реагирует на вторжение в его жизнь. Умудрённые опытом родители, воспитавшие не одного ребёнка, хорошо знают это и способны установить достаточно комфортную границу между допустимыми протестными реакциями и недопустимыми. Если наложить довольно жёсткие запреты, то дети, скорее всего, будут нарушать их в тайне от родителей. С другой стороны, чрезмерную свободу, которую готовы предоставить взрослые, можно трактовать как проявление их полного безразличия. Определённые ограничения необходимы и для того, чтобы ребёнок мог выработать собственные моральные нормы.

Не стоит забывать, что запреты или силовое подавление агрессивных импульсов у ребёнка очень часто может привести к аутоагрессии (то есть вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Необходимо научить ребёнка выражать свои агрессивные импульсы социально приемлемым способом – словом, в рисунке, лепке, в спорте, при помощи действий, безобидных для окружающих.

Ольга Широкова
психотерапевт

Когда ребёнок появляется на свет, он только двумя способами может выразить свое отношение к окружающему миру: улыбкой, радостным гулением – когда он сыт, ему комфортно и тепло; и плачем, криком, брыканием – если он голоден, ему страшно, больно или холодно. В более позднем возрасте малыш, выражая своё неудовольствие, может кусаться, пачкать одежду, отказываться от еды.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел