Теленянька

a:2:{s:4:"TEXT";s:476:"Древние спартанцы воспитывали детей сурово: их жестоко избивали, заставляли ходить босыми, спать на жёстких постелях из тростника, подолгу молчать и мало говорить. Так растили сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Англичане детей постоянно хвалят. Считается, что это повышает самооценку. Так растят победителей. В китайских семьях дети воспитываются в системе жёстких правил и вырастают послушными и трудолюбивыми. А что получится, если ребёнка воспитывает телевизор?";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Экран вместо мамы

Ники три с половиной года. Он практически не говорит, иногда вообще не слышит маму и бабушку. Плохо понимает обращённую к нему речь: например, после того, как папа попросил принести яблоко, ребёнок принёс… стакан. Но мальчик сразу оживляется, как только включают телевизор – бурно радуется, прыгает и начинает произносить разные звуки. Иногда очень быстро воспроизводит целые фразы из рекламы: «Ням-ням Микоян!», «Нескафе! Кафе классик!»

Как же это получилось? Родители рассказали, что в 7–8 месяцев, когда Ники только начал ползать, его вместе с сестрёнкой (она на полтора года старше) оставляли в комнате с включённым «голубым экраном», а мама занималась своими делами. Взрослые радовались, считая, что малыш очень умный, раз в таком возрасте ему нравится смотреть телевизор. Но получилось так, что в психике Ники так и не закрепились образы близких людей, и вместо эмоциональной «настройки» на родителей у ребёнка произошла «настройка» на «ящик».

В такой ситуации малыш начинает воспринимать телевизор как заменитель или суррогат общения, а то и вообще как близкого человека – оживляется, когда взрослые включают этот электронный прибор, подбегает к нему, бурно гомонит и повторяет знакомые ему по рекламе слова. На родителей такие дети реагируют гораздо слабее, и в результате серьёзно задерживается освоение речи и общения. И даже более того: «телевизионный синдром», как правило, выражается в том, что образцами для подражания и «авторитетными фигурами» для детей становятся не близкие люди, а телегерои, и родители постепенно теряют возможность влиять на своего ребёнка. 

Не забывайте и о том, что у малыша, который очень долго смотрит на экран, возникает напряжение зрительной системы. При длительном неподвижном сидении перед телевизором это напряжение приводит к нервному переутомлению, которое может выражаться в повышенной возбудимости, раздражительности или, наоборот, безразличии и апатии. Поэтому лет до четырёх телевизор для ребёнка лучше вообще не включать. В четыре-пять лет можно смотреть его не чаще одного-двух раз в неделю и не больше, чем по 10–15 минут, в пять-шесть лет – не чаще двух-трёх раз в неделю по 15–20 минут. 

«Картинка» даёт иллюзию понятности и не вызывает вопросов

Искусственная жизнь

А что происходит с детьми, которые уже научились говорить? Почему телевизор не может заменить сказку от бабушки и чтение книжек мамой или папой?
Психологи уверены в том, что сказки и книги для малыша – очень мощные средства развития воображения и способности понимать окружающий мир. Слушая сказочный рассказ или интересную детскую повесть, ребёнок сам, во внутреннем плане, представляет себе происходящие события. Когда ему что-то непонятно, он останавливает вас, задаёт вопросы и высказывает своё мнение о героях и их поступках. А вы всегда можете помочь ему преодолеть трудности и обсудить то, что его заинтересовало. Сказки и книги, кроме всего прочего, развивают речь ребёнка и помогают ему освоить один из главных навыков, который потребуется в будущей жизни, – умение сосредотачиваться.

А вот телевизор, видео и компьютер показывают ребёнку уже готовую картинку: напрягать (а значит, и тренировать) воображение здесь ни к чему. К тому же эта картинка движется, что удерживает внимание ребёнка – он может отдаться потоку впечатлений, льющихся с экрана, и нет никакой необходимости прилагать усилия к тому, чтобы сосредоточиться. Видеоряд создаёт иллюзию понятности – вопросы возникают гораздо реже (и только у тех детей, которым рассказывают сказки и читают книжки). Так что «смотрение» телевизора и видео представляет собой довольно пассивный процесс, и когда ребёнок проводит много времени у экрана, он попусту привыкает к интеллектуальной праздности.

Просто герой

Отдельного разговора заслуживает содержание современных детских фильмов, мультфильмов и мультсериалов. К сожалению, практически вся телепродукция для малышей приходит в нашу страну из-за рубежа. В основном речь идёт об удручающе примитивных детских боевиках и претендующих на забавность мультиках с крив­ляющимися и почти не говорящими героями.
Любой боевик, детский или взрослый, является, по сути, историей о том, как «очень хороший» герой борется с злодеями, преодолевает многочисленные опасности и, в конце концов, побеждает. При этом для главного персонажа картины практически не существует никаких запретов, ему можно всё: обманывать и убивать, разрушать и наказывать, его цель оправдывает любые средства.
Детские боевики, как правило, отличаются от взрослых меньшим накалом страстей и отсутствием (или слабым проявлением) любовной линии. Но, как и боевики для взрослых, они задают очень простую смысловую картину мира: все персонажи чётко делятся на друзей и врагов. Друзья всегда хорошие, враги – плохие, а главный герой преподносится как безупречный образец для подражания – он силён и решителен, не ведает сомнений, всех побеждает, превосходит окружающих по силе, красоте и владению оружием, а нередко обладает ещё и какими-то мистическими способностями (вроде умения летать или читать чужие мысли).
Сопереживая главному герою и отождествляя себя с ним, ребёнок перенимает первобытные ценностные координаты восприятия мира, а эмоциональная включённость в экранную реальность закрепляет эти координаты в его сознании. Фильмы про «всепобедительных супергероев» культивируют в душе малыша азарт борьбы, чувство собственного превосходства (поскольку ребёнок, скорее всего, будет отождествлять себя с главным героем) и почитание силы, а драку он начинает восприниматься как главный способ решения своих проблем.

Без слов

Ещё одна распространённая разновидность телепродукции для детей – мультфильмы и телепередачи, в которых действуют почти не говорящие друг с другом герои, общающиеся с помощью жестов, эмоциональных выкриков и междометий. Дети легко перенимают этот способ взаимодействия и начинают подражать героям – при этом тормозится, а иногда и нарушается развитие речи. Происходит своеобразная «эмоциональная раскачка» ребёнка, приводящая к тому, что он «дуреет», становится эмоционально неуравновешенным и теряет контроль над своим поведением. Постоянная погружённость в такие передачи отупляет ребёнка, формирует у него интеллектуальную пассивность и неадекватные способы общения, которые потом будет очень непросто скорректировать.

Что же касается «взрослых» фильмов и передач, то смотреть их ребёнку тем более не стоит. Смысл фильма в целом остаётся, как правило, не вполне понятен, а отдельные эмоционально заряженные сцены, «вклиниваясь» в сознание, могут привести к появлению у малыша разного рода страхов, предрассудков и ночных кошмаров. Особенно опасны с этой точки зрения боевики, триллеры и фильмы с мистической окраской. Не разрешайте детям смотреть и новости – там в изобилии показывают последствия катастроф, несчастных случаев и терактов.

Ты хочешь стать дурачком?..

Может ли телевизор помочь воспитанию маленького ребёнка? Эмоциональному развитию малыша помогают детские фильмы и мультфильмы советского времени – они дарят ребёнку радость и вводят его в сложный мир человеческих взаимоотношений и чувств, приобщая к тем же ценностям, что и классическая детская литература. Старшим дошкольникам могут быть интересны и передачи о животных.

Если ваш ребёнок уже успел пристраститься к детским боевикам и мультикам, герои которых общаются с помощью междометий, исправить ситуацию будет довольно трудно. Запреты помогают далеко не всегда, к тому же они могут привести к капризам и семейным ссорам. Попробуйте прямо сказать малышу об отупляющем воздействии такого рода фильмов и спросите его «в лоб»: «Тебе что, хочется стать дурачком?», «Тебе хочется стать биороботом?..» Во всяком случае, ваша откровенность и искренность наверняка принесут больший эффект, чем «запретительные» санкции. Но одновременно с этим вы обязательно должны больше играть с малышом и больше с ним разговаривать, а также найти какое-то другое занятие, которое давало бы ему эмоциональное удовлетворение, – тогда «расставание с телевизором» пройдет безболезненно.

Екатерина Патяева
кандидат психологических наук



Назад в раздел