«Лучше бы аист принес нам щеночка…»

a:2:{s:4:"TEXT";s:96:"Вся наша жизнь – соперничество. Начинается оно в детстве с борьбы за родительскую любовь.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Конкуренция между детьми – явление нормальное, и с возрастом братья-сёстры перестают отнимать друг у друга игрушки, ябедничать взрослым и чинить прочие неприятности друг другу. Во взрослой жизни они сплачиваются, становятся друзьями. Может получиться даже как в древнерусской былине, когда женщина в ответ на предложение татарского князя вернуть ей из плена на выбор – мужа, брата или сына, просит вернуть брата – «я могу вновь выйти замуж и родить ещё одного сына, но только брата другого у меня уже никогда не будет!»

Но, к сожалению, довольно часто события могут развиваться и по другому сценарию. В некоторых случаях рождение младших детей в семье вызывает не только банальную ревность, но даже психогенное заболевание – невроз. Невроз, если с ним не бороться, искривляет личность, негативно действует на формирование характера. Как это отражается в поведении ребёнка? Его как будто подменяют. Он вдруг становится расторможенным, невнимательным, беспокойным. Повышенная активность возникает, как правило, тогда, когда вокруг много «зрителей». Любое замечание или порицание взрослых вызывает возбуждение по типу двигательной бури (с швырянием вещей, валянием по полу и хлопаньем дверей). У ребёнка могут появиться выраженные ночные страхи, заикание, ночной энурез. Он часто болеет, и складывается впечатление, что не хочет выздоравливать.

Невроз возникает, как правило, если соединяются три обстоятельства: появление в семье ещё одного малыша, который отнимает любовь родителей; неправильная воспитательная позиция родителей; и наконец, так называемая невротическая конституция, то есть, наличие определённых особенностей нервной системы, которые позволяют неврозу легко возникнуть и расцвести.

Что такое невротическая конституция? Реакции, связанные с нарушениями поведения, чаще заметны в том случае, если в основе невроза лежит так называемый истероидный склад нервной системы. Ребёнок такого склада, как правило, самолюбивый, с чертами демонстративности, но при этом инфантильный, ребячливый. Он отличается особой эмоциональностью, склонностью работать на публику, страстью к похвалам и резкими реакциями на замечания: «А что я? А почему сразу я?!» Подспудная, подсознательная его цель – быть заметным, привлекательным, получать всё только самое лучшее. А если волею судеб он лишён своей порции любви, восхищения и «лучшей доли», то занимает позицию «если вы меня не любите – я вам тоже покажу!»

Возможен и другой вариант невротических реакций – когда невроз проявляется усилением тревоги, страха, замкнутости. В этом случае ребёнок отличается тихим нравом, боязливостью, чувствительностью, склонностью «застревать» на негативных эмоциях. Его беспокоит изменение своего статуса в семье, и он реагирует на это растущей тревожностью, беспокойством. Тревожно-мнительный ребёнок становится суетливым, ничего не может доделать до конца и очень расстраивается при этом. Внимание его неустойчиво, работоспособность падает, он начинает чаще болеть.

Есть несколько факторов, которые влияют на формирование нервной системы ребёнка и делают его уязвимым для неврозов:

  • Наследственный. Если мама, папа или бабушка с дедушкой на любое колебание внешней среды реагируют болезненно, то малыш может унаследовать склонность делать из мухи слона и превращать любое жизненное явление в катастрофу.
  • Перинатальный. Среди деток, перенёсших родовую травму, подвергавшихся во внутриутробном периоде неблагоприятным воздействиям (инфекции и курение матери, токсикозы при беременности), чаще возникает склонность к неврозу.
  • Физический. Не защищены перед неврозом дети часто болеющие, недавно перёнесшие черепно-мозговую травму.

Провоцирует невроз и неправильная воспитательная позиция родителей. Что делать нельзя?

  • Чрезмерно восхищаться младенцем и пытаться привлечь к этой эмоциональной феерии всех окружающих, в том числе и старшего ребёнка.
  • Говорить фразу: «У нас скоро будет малыш, такой же хороший и симпатичный, как ты!» Уравнивая одного ребёнка с другим, мы даём старшему бессознательный посыл: «Чем-то всё-таки ты нас не устраиваешь, так как мы хотим завести ещё одного такого же».
  • Ставить в пример младшего ребёнка: «Смотри, Петенька ещё маленький, а соображает побыстрее тебя!»
  • Запрещать ребёнку выражать «плохие» чувства к братику или сестричке. Дайте ему возможность выразить свою агрессию – «Похоже, что ты сердишься на братика. Покажи мне, как ты сердишься». Дайте ребёнку большую куклу, пусть изливает свой гнев на неё – задаст ей трепку, бросит на пол, наступит на неё. Возможно, что через пару минут ему станет жалко куклу и к братику отношение изменится.

Как предотвратить развитие «невроза старших детей»?

Не нужно стремиться во что бы то ни стало относиться к старшим и младшим детям одинаково. Напротив, чем старше ребёнок, тем больше у него привилегий, но тем большую ответственность он несёт за свои поступки. Например, старшему сыну полагается больше карманных денег, он может свободнее пользоваться компьютером, да и спать он ложится позже. Эти привилегии родители дают детям открыто, но не вызывающе: так, чтобы все дети стремились с возрастом их добиться.

Старшие дети должны чувствовать вашу любовь к ним. Каждого ребёнка мы любим единственной любовью, и не стоит тщательно скрывать это. Чем больше мы стремимся к уравниванию, нивелированию наших чувств к старшим и младшим детям, тем скорее они усмотрят в этом вопиющую несправедливость.

Когда вы проводите время с детьми, не отвлекайтесь на другое, посвятите себя им полностью. Пусть мальчик почувствует, что он – ваш самый лучший старший сын, а девочка – самая любимая старшая дочь. Когда вы гуляете с одним из детей, не нужно всё время с тревогой думать о другом, говорить о нём, покупать ему подарки. В это время делить родительское внимание надвое недопустимо.

Замечено, что лучше всего адаптируются к рождению младших средние дети, да и старшим легче, когда есть средний ребёнок. Так что, родив второго малыша, не останавливайтесь на достигнутом. Также есть наблюдение, что дети-погодки спокойнее воспринимают рождение младших, мало чувствуют разницу, быстрее привыкают к другому младенцам. Труднее всего свыкнуться с рождением младших тем детям, которые в этот непростой период проходят так называемые возрастные кризы – 3–4 года, 6–7 лет, 13–17 лет.

Антонина Шапошникова
врач

Вся наша жизнь – соперничество. Начинается оно в детстве с борьбы за родительскую любовь.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел