Общее дело
Тем не менее родители нередко отстраняются от этой работы. С одной стороны, понять их можно: у молодых людей катастрофически не хватает времени, а также необходимых знаний и опыта. Но отсутствие обратной связи лишает педагога информации о речевой деятельности ребёнка, снижает эффективность его действий.
Родители должны отдавать себе отчёт в том, что осознанное включение в коррекционный процесс поможет логопеду решить проблемы их малыша. Взрослые должны создать единое пространство речевого развития ребёнка и на занятиях, и в семье.
Вот несколько рекомендаций учителя-логопеда, которые будут полезны всем родителям.
- Занимайтесь с ребёнком ежедневно или через день, выполняйте домашнее задание в доброжелательной, игровой форме.
- Не принуждайте малыша к выполнению домашнего задания.
- Не давайте на одном занятии более двух-трёх упражнений.
- Соблюдайте точность и поэтапность выполнения упражнений, постепенно переходите от простого к сложному.
- Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у малыша навык самоконтроля.
- Не фиксируйте внимание ребёнка на том, что не получается, лучше подбодрите его.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, ясно выражать свои мысли.
- Согласовывайте с учителем-логопедом всю работу по воспитанию правильной речи.
- Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей малыша, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционном процессе.
Никогда не теряйте веры в способности вашего ребёнка, вселяйте в него уверенность в своих силах. Строго соблюдая наши «тактические» рекомендации, не забывайте и о вопросах «стратегии»:
- все речевые недостатки нужно обязательно устранить в дошкольном возрасте, потому что нарушение произношения, фонематического слуха, несформированность фонематического восприятия могут стать причиной так называемой дисграфии – неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
- родители должны знать, как дефект произношения зависит от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;
- логопедическую работу не нужно делать основным содержанием жизни ребёнка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая его привлекает, является для него значимой (игры по дороге в детский сад, в магазин, занятия на кухне, на прогулке).
Маленький человек будет готов к успешной учебной деятельности в школе после того, как у него сформируются речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи: слуховое и зрительное восприятие, память, мышление и другие высшие психические функции.
Назад в раздел