Испытание себя

a:2:{s:4:"TEXT";s:111:"Почему дети так любят подвижные игры? Это лучший способ познания мира и акт самопроверки – «а смогу ли?»";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

В традиционных подвижных играх, знакомых с детства, нам всегда интересны действия. Они, как правило, противоположны друг другу. Например, в играх «День и ночь», «Море волнуется раз» играющие то замирают, то выполняют разные движения. В них всегда присутствует элемент борьбы, состязания. В игре «У медведя во бору» одни дети убегают, другие их догоняют; в игре «Курочка и цыплята» курочка защищает своих цыплят, а коршун нападет. Игра всегда проста – в ней есть цель, на которой сосредоточено все внимание играющих. Она эмоциональна – положительные эмоции рождаются уже в момент игровой прелюдии, зачина – во время считалочек, жеребьёвки.

Игра исподволь формирует умение решать двигательные задачи – быстро бегать и точно метать, синхронно двигаться, проектировать свой двигательный путь, ориентироваться в пространстве, владеть сенсомоторной координацией. В игре накапливаются способы взаимодействия с миром предметов, природы и людей. Так, игра «Коршун» учит защищаться, «Здравствуй, сосед» – общаться, «Стенка на стенку» – преодолевать препятствие, опираясь на поддержку друзей и взрослых. В игре у ребёнка формируется двигательный опыт, направленный на самосохранение – например, быстрый бег, для того чтобы избежать опасности. Играя, дети чувствуют обратную связь от окружающей среды, получают мгновенные знания о результатах своего действия.

Малыши самого раннего возраста уже могут выполнять простые движения руками, ногами – хлопки, приседания, притопы, и потому с удовольствием играют в игры на основе потешек – например, «Сорока-белобока», «Чики, чики – чикалочки», «Пошел котик на торжок». В более старшем возрасте развиваются ловкость, сила, выносливость, и ребятам становятся интересными «Лапта», «Городки», «Вышибалы», «12 палочек». Впрочем, в одну и ту же игру можно играть с детьми разного возраста, усложняя или упрощая правила.

Игра провоцирует играющих на творческие эксперименты, пробуждает фантазию, способствует принятию нестандартных, новаторских решений, проявлению изобретательности. Чтобы подтолкнуть детей к творчеству, можно всей семьей придумать новый вариант известной игры или создать подвижную игру по какому-нибудь известному литературному произведению. Приведу здесь примеры игр, которые придумали родители вместе с детьми по сказке «Колобок».

Вариант первый

Для начала выберем героев: лису и колобка, но лиса у нас будет не одна, как в сказке, а две. А вот колобков будет много. Кто будет лисичкой? Кто хочет быть колобком? Лисички будут ловить колобков вдвоем, держась за руки и не отпуская друг друга. Чтобы поймать колобка, нужно замкнуть его в «круг» из рук. Колобки убегают от лисичек и стараются, чтобы их не поймали. Если удалось поймать два колобка, то они превращаются в лисичек, берутся за руки и ловят других игроков. Побеждают те игроки, которых не поймали.

Вариант второй

Сначала при помощи считалочки выбирается «колобок». Дети берутся за руки, становятся в круг, водят хоровод. Колобок идет в противоположную сторону, находясь во внешней части круга, и напевает:

Я отважный колобок,
По лесу иду я
Если встречу я лису,
То не убегу я.

Поочередно «колобок» дотрагивается рукой до каждого ребенка. Когда слова заканчиваются, ребенок, рядом с которым «колобок» остановился, становится «лисой». «Лиса» и «колобок» бегут в разные стороны по кругу – победителем становится первый, кто добежал до места лисы и встал в круг.

Любовь Абдульманова
кандидат педагогических наук

Почему дети так любят подвижные игры? Это лучший способ познания мира и акт самопроверки – «а смогу ли?»

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел