Учитель, друг, защитник, талисман
a:2:{s:4:"TEXT";s:216:"Почему малыш играет сломанным солдатиком, забросив шикарный самосвал? Попробуйте вынести свои знания за скобки, взгляните на игрушку глазами ребёнка. И тогда окажется, что без этой невзрачной вещицы просто не жизнь.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
«Мне это нравится»
Куклы Барби, биониклы, телепузики, покемоны, мультсериалы, многочисленные компьютерные «стрелялки» – их популярность в детской среде вызывает недоумение у родителей. Само по себе лавинообразное расширение репертуара игровой продукции отражает динамизм нашей жизни, стимулирует и готовит мозг ребёнка к восприятию быстро меняющейся реальности.
Исследования младенцев убеждают: человеку для оптимального функционирования необходим некоторый уровень возбуждения мозга, и дети самого раннего возраста ищут подходящей стимуляции, которая вызывала бы это возбуждение. Соответствующая стимуляция необходима ребёнку для ощущения витальности – «живости», собственной активности, для хорошего настроения, бодрости. Витальность не подвластна контролю со стороны сознания, ибо имеет дело с глубокими неосознаваемыми эмоциями. Из-за отсутствия в детском возрасте достаточного количества ярких эмоций у человека блокируется интерес к жизни, растёт внутренний протест – «я не соглашаюсь на жизнь и на то, что она мне предлагает». Жизнь, в которой человеку не удаётся пережить ощущение «нравится», в которой мало источников радости, стремительно несёт человека к депрессии.
По опыту практической работы в качестве детского психотерапевта скажу: мощный скачок в развитии ребёнка происходит в том случае, если он находит предмет, способный будить новые желания, эмоции, мечты и фантазии. Приведём описание встречи мальчика с игрушкой, определившей его судьбу:
«Мне было четыре с половиной года... Я увидел модель самолёта, парившую над куполом автомобильного павильона на ярмарке в нашем штате... Мать силком увела меня из павильона, и даже карусель, «чёртово колесо» и скаковых лошадей я «проглотил» в тот день невнимательно. Я изображал губами шмелиный гул самолёта, раскинув руки, показывал его броски и плавное, кругами, парение. С того дня я забросил фургоны и автомобили... Я строил бипланы: дощечки шли на крылья, коробочка годилась для фюзеляжа, из щепки получался руль... Я лежал в траве, глазел в небо и в каждой пролетавшей птице видел парящий самолет... Я хотел самолёт больше всего на свете...»
(Р. Эллисон «Лечу домой», 1985)
Самолёт оказался вещью, персонально окрашенной, способной «опредметить» потребности мальчика. Игрушка стала образом, впечатлением, неизгладимым на всю жизнь. Такова особенность детства, когда мир впервые открывается перед человеком. На взрослых лежит огромная ответственность за то, с какой стороны он для него откроется.
Недостаток предметов, которые дают ощущение витальности, ведёт к увлечению эрзацами. Примечательная особенность эрзац-продуктов – они не развивают какое-то специальное «нравится» ребёнка, их цель – вызвать временное переживание удовольствия. Эрзацы вызывают психологическую зависимость и чувство опустошения. Приведу характерный пример:
Любимым увлечением 10-летнего мальчика были игровые автоматы. У него дома хранилось огромное количество игрушек, полученных в качестве выигрыша в игровых автоматах. Стоило только получить приз, как ребёнок тут же терял к нему всякий интерес. Особенностью мальчика также было то, что он не мог придумывать самостоятельных сюжетов для игр, а предпочитал компьютерные, с готовыми сценариями.
На любой вкус
Каждый взрослый, если он имеет дело с детьми, сталкивается с необходимостью оценить, насколько хороша та или иная игрушка. «Хорошая» игрушка отличается от «плохой» тем, что хорошо выполняет свою психологическую функцию, не привнося в контакт с ребёнком ничего лишнего, избыточного или сомнительного. Какими бывают игрушки?
Защитники-успокоители. К их числу относятся большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже плюшевые крокодилы. Их можно обнять, прижаться к ним; всем своим обликом и позой они излучают спокойствие, силу, уверенность и, как взрослые, дают опору и защиту.
Утешители. Ими могут быть как игрушки-защитники, так и мягкие большие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением. Зайцы, тюлени, плюшевые коровы, собачки, внимательные бобры и белки – ребёнок чувствует, что они принимают и понимают его, сочувствуют ему, они – не взрослые, не большие, они – такие же, как и он.
Игрушки, с помощью которых ребёнок примеряет новые роли, узнаёт себя через то, кем он себя представляет. Это принцессы, куклы Барби, сильные герои (Человек-паук, Бэтмен, супермен, разбойник). Пытаясь вчувствоваться в присущие этим персонажам качества, ребёнок задаёт себе вопросы: «Как это мне?», «Моё – не моё?», экспериментирует с поведением. Девочка, которая впервые играет с настоящей Барби, открывает в себе женское обаяние. Примерно так же ощущает себя женщина, купившая красивое платье от дорогого модельера. Мальчик, несущийся с раскинутыми руками в костюме Бэтмена, вероятно, испытывает те же чувства, что и лётчик, входящий в крутой вираж.
«Голыши» и «пупсики» помогают маленькому человеку почувствовать себя заботливым взрослым, компетентным и сильным. Психологическая функция этих игрушек состоит в том, чтобы дать ребёнку пережить в чистом виде чувство заботы о другом и испытать первый опыт сопереживания.
Сувениры и талисманы. Как правило, это маленькие выразительные игрушки, подаренные любящим и понимающим взрослым или выменянные у друга – ангелок, кристалл, шарик, камушек.
Игрушки, помогающие усвоить и переработать социальный опыт. Это мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие ребёнку войти в ту или иную социальную роль – игрушечные посуда, транспорт, мебель, предметы кухонного обихода. Сюда же относятся и различного рода конструкторы: кроме своей прямой цели – тренировать внимание и пространственное мышление, развивать моторику рук – они имитируют сюжеты из социальной жизни.
Игрушки-однодневки, игрушечный мусор. Они затем и придуманы взрослыми, чтобы на время занять ребёнка, переключить его внимание. Это механические пластмассовые игрушки, которые легко ломаются, заводные, стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые кучами навалены в детских игровых автоматах. Эти вещицы трудно полюбить, они развивают в ребёнке потребность в приобретении нового.
Игрушки для коллекционирования. К ним относятся, например, фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, игрушки из киндер-сюрпризов, серийные игрушки, ставшие частью личной коллекции. В них нельзя играть, но ими интересно обладать, их интересно систематизировать, осваивать основы классификации.
Агрессивные игрушки. Это игрушки-страшилки (они дарят удовольствие от испуга окружающих), игрушечное оружие и доспехи, отрицательные персонажи и полиция. Фигурки монстров, киберов, вампиров, преступников, злые и жестокие игрушки, хищные животные, разного рода чудовища – все эти игрушки символизируют собой негативные чувства. Играя с зубастым волком, крокодилом и Бабой Ягой, можно открыто демонстрировать агрессию, не опасаясь наказания. Такие игрушки сталкивают ребёнка с последствиями его агрессивных действий и при посредничестве взрослого учат социально одобряемым способам исправлять содеянное, уяснять себе, где можно следовать разрушительному импульсу, а где его необходимо сдерживать. Однако нужно помнить, что у ребёнка процессы критической оценки пока ещё не вполне развиты. Поэтому в такого рода игрушки лучше играть при участии взрослого.
Насколько агрессивные игрушки опасны для психологического здоровья ребёнка? Мне кажется, намного опаснее для него нарушение эмоциональных связей с близким взрослым. Если ребёнок живёт в стабильной семье, которая придерживается адекватной системы ценностей, контролирует «приём» информации и помогает в ней разобраться, то полученные извне впечатления не оказывают значительного влияния на преобладающие чувства, установки, способы поведения ребёнка.
Сегодня родители готовы выкладывать деньги на приобретение всё новых и новых игр и игрушек вместо того, чтобы уделить детям единственное, в чём они нуждаются более всего, – собственное время и внимание.
Назад в раздел