Почему ребёнок молчит?

a:2:{s:4:"TEXT";s:148:"Одним из наиболее ярких показателей психического развития детей в возрасте от года до трёх лет является речь. Почему ребёнок не торопится говорить? ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

А ну-ка скажи

Полуторагодовалая Настя, глядя на дорогу, комментирует: «Масина ми­мо, сипед мимо, киса здесь». Дру­гие мамы с пока ещё «немыми» малышами внимательно поглядывают на девочку. Ребёнок, который в этом возрасте хорошо говорит, неизменно обращает на себя внимание взрослых.

Если сравнение идёт не в пользу собственного ребёнка, взрослые пытаются стимулировать развитие его речи: «Ну-ка скажи правильно! Не дам, пока не скажешь, как это называется!» И вмиг перестают «слышать» его нечленораздельные реплики. В результате такой чрезмерной настойчивости ребёнок начинает избегать контакта с близкими. Ведь речь – это средство общения, а общаться с агрессивно настроенным собеседником хочется не всегда, даже если он – твой родитель.

Развитие детской речи зависит от многих факторов, но решающую роль играет способ реагирования матери (или другого близкого взрослого) на поведение и речь малыша. Исследователи обнаружили, что родители хорошо говорящих детей чаще поощряют их любознательность, настойчивее обучают их практическим действиям, позволяют малышам большую активность. И наоборот в семьях, где дети начинают говорить поздно, живое общение между родителями и детьми зачастую подменяется суррогатными формами: кассета со сказкой вместо маминого вечернего чтения, мультики вместо беседы на прогулке и компьютер вместо совместной игры.

Без «охов» и «ахов»

Период чувствительности психики к становлению речи хорошо известен – это возраст от 10 месяцев до трёх лет. В этом возрасте дети легко осваивают различные действия с предметами и комментируют их соответствующими словосочетаниями и предложениями. Если ребёнок до пяти лет не был включён в речевую среду, научить его полноценной, развёрнутой речи уже невозможно. При этом важно не только наличие речевой среды и общение с ребёнком, но и содержание этого общения.

В психологическую консультацию обратилась мама трёхлетнего Пав­лика с жалобой на задержку в развитии речи. Правда, сама мама проблем в общении с малышом не испытывает и прекрасно понимает обращенные к ней «мммм», «угу», «кхе-кхе». Единственное, что беспокоит маму – как мальчик будет строить отношения в детском саду. Там его вряд ли смогут понять.

С психологом общение Паши строится через маму, которая «переводит» все обращения и просьбы ребёнка, озвучивает его желания. Сра­зу отметим, такая чрезмерная инициативность взрослого не оставляет возможности ребёнку проявить собственную активность. Сидя на коленях у мамы, трёхлетний крепыш всё время льнёт к ней, а мама нет-нет да обнимет или поцелует сына. Нежные, эмоциональные отношения, казалось бы, замечательны сами по себе, однако именно эта близость часто становится препятствием в развитии речи.

Речь появляется как средство общения, и не просто общения, а делового взаимодействия со взрослым в предметной деятельности. Пока общение родителей и ребёнка носит исключительно эмоциональный характер – слова не нужны, для выражения чувств больше подходят объятия, выразительные взгляды, прикосновения. Когда родитель начнёт включать малыша в окружающий предметный мир, ориентировать его на познание действительности, вот тогда понадобятся слова, объяснения, вопросы и обсуждения. Речь ребёнка от года до трёх лет интенсивно формируется в процессе активных действий, которыми руководит взрослый.

Татьяна Авдулова
кандидат психологических наук



Назад в раздел