Легко ли быть первоклассником?
Первая проба сил
Пытаясь помочь ребёнку, взрослые порой обращают внимание лишь на его промахи и потому критикуют, делают замечания, ругают. Их придирчивость, чрезмерно строгое отношение к неудачам могут закрепить у него боязнь сделать ошибку. Чем сильнее родительская поддержка, тем более трудолюбивым, умным, способным первоклассник кажется себе. Из-за неумеренной критики он начинает воспринимать себя плохим – ленивым, глупым, слабым.
Дети в этом возрасте действительно хотят быть хорошими, стремятся к тёплым отношениям с родителями, стараются соответствовать их ожиданиям. Так давайте будем почаще отмечать достижения своего первоклашки. Однако запомним, что попустительство, полное отсутствие контроля, незаинтересованность родителей также затрудняют адаптацию ребёнка к школе, к её требованиям и правилам.
Сложно войти в школьную жизнь детям, не имеющим опыта пребывания в детском коллективе. «Домашний» ребёнок привык к тому, что внимание взрослых сосредоточено лишь на нём. Например, мне пришлось работать с мальчиком, который очень тяжело переживал из-за того, что учитель спрашивал на уроке других детей, а не его.
Иногда первые школьные стрессы приводят к временному регрессу: ребёнок начинает больше капризничать, ведёт себя как маленький, играет в игры, характерные для дошкольника. Не упрекайте его, пусть он проводит свободное время так, как ему нравится. Этот временный «откат назад» часто является подготовкой к новому значительному скачку в развитии (вспомним пример спортсмена, которому перед прыжком необходимо отойти для разбега).
Если вы заметили, что у ребёнка появились сложности в отношениях с учителем или одноклассниками, попробуйте поиграть с ним «в школу». Придумайте сюжет, связанный с тем, что его беспокоит. Беседы по душам действуют терапевтически, снимают напряжение, но в реальных ситуациях ребёнок продолжает действовать и чувствовать по-старому.
Большинство случаев «школьной дезадаптации» связано с трудностями не интеллектуального, а поведенческого и эмоционального плана. Сохранение традиционных домашних ритуалов, связанных с отходом ко сну, совместные игры, прогулки, праздники помогут снять напряжение после уроков. С началом школьной жизни детство не заканчивается, игра остаётся важнейшей частью жизни первоклассника.
Помогать или не помогать?
Помогать конечно же необходимо, но не менее важный вопрос – как это делать? Предоставьте ребёнку как можно большую самостоятельность и в то же время не оставляйте его один на один с непреодолимыми трудностями. Возьмите за правило – оказывать всегда минимально возможную помощь.
Вот мама неотступно следит, как её малыш водит ручкой в тетради, и не дай бог ему ошибиться, сделать помарку. В результате работа выполнена на «пять», но функция контроля перешла ко взрослому, и ребёнок расслабился, он знает, что в нужный момент родители среагируют вместо него. Более того, задумаемся, для кого важнее сделать работу на отлично – для первоклассника или его мамы? Ребёнок становится пассивным участником процесса, а мама – активным, что быстро отбивает у него желание учиться. Самоконтроль развивается только в случае, если человек сам следит за качеством выполняемой работы. Постоянное присутствие взрослого при подготовке домашнего задания нежелательно, так как из-за этого устанавливается зависимость ребёнка от внешнего контроля.
У детей в возрасте шести-семи лет чистописание, письмо довольно быстро приводит к утомлению и истощению внимания. Поэтому ошибаются те родители, которые предлагают своему чаду сначала выполнить задание на черновике. Бросив все силы на черновик, первоклассник не может справиться с чистовиком. Пословица «повторение – мать учения» в таком случае не работает. Напомнить ребёнку, что пора делать уроки, составить с ним план действий, а в конце дня проверить, что у него получилось, – такое содействие намного эффективней, чем тотальный, поэтапный контроль.
Назад в раздел