Ах какой рассеянный…

a:2:{s:4:"TEXT";s:291:"Учебный год только начался, а ваш ребёнок сидит с отсутствующим взглядом за уроками, вяло водит ручкой в тетради, делает ошибки и не может сосредоточиться? Не спешите его ругать. Нарушение внимания – одна из частых причин школьных трудностей. И тому есть физиологические причины. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Внимание играет организующую роль в сложных психических процессах. Во-первых, оно влияет на процесс восприятия. Если внимание нарушено, оно не задерживается на объектах, явлениях, бессистемно перескакивает с одного на другое. Скользящее, поверхностное восприятие становится причиной ошибок узнавания. Память удерживает импульсивно воспринятые обрывки информации, которые никак не складываются в единый образ. В результате внутренние представления человека об окружающем оказываются неполными.

Во-вторых, от состояния внимания зависит работа памяти. Обычно человек обладает способностью непроизвольно, «на всякий случай», запоминать многое из того, что попадает в поле его зрения. Впоследствии ненужная информация забывается. Человек с нарушенным вниманием часто нуждается в специальной инструкции, чтобы запомнить происходящее, а потом с трудом вспоминает нужное, потому что содержимое его памяти находится в беспорядке.

В третьих, такие психические процессы, как речь и мышление, также зависят от состояния внимания. Слово, обозначающее объект или явление, является ключом не к самому объекту, а к системе признаков, которые этот объект характеризуют. Если из-за невнимательности признаки не объединяются в систему, то и слово не несёт за собой устойчивого значения, похожие по смыслу слова путаются. Такие мыслительные операции, как поиск сходств и различий, обобщение, абстрагирование, понимание причинно-следственных связей, также не смогут полноценно развиваться в условиях нарушенного внимания.

У внимания есть ряд свойств. Концентрация внимания — способность удерживать «взор» на объектах, деталях, событиях. Избирательность — способность видеть только то, что необходимо в данный момент и игнорировать ненужное (это свойство крайне важно в условиях помех). Устойчивость внимания подразумевает способность быть бдительным долгое время.

Распредел­ние внимания — умение заниматься одновременно несколькими вещами. Переключение внимания — способность оставить одно дело и своевременно заняться другим. Все эти свойства в полной мере задействованы в учебной деятельности.

Заглянем в школьную тетрадь

Одним из признаком нарушенного внимания является некрасивый, плохо организованный, дисгармоничный почерк: буквы не соответствуют друг другу по размеру, по наклону, не соблюдаются отступы, левая граница текста нечётко очерчивается. Характерными являются и ошибки: несоблюдение известных ребёнку правил, пропуск букв и слов. Ему трудно даётся пересказ, изложение. При выполнении математических заданий особую трудность представляет решение текстовых задач, примеров с большим количеством действий. Невнимательный ребёнок пропускает действия, не может выстроить их в правильной последовательности, не всегда способен переключиться с одного действия на другое и может, несколько раз подряд, выполнив операцию сложения, снова сложить тогда, когда нужно вычесть или умножить. Ему трудно контролировать выполнение заданий, находить и исправлять допущенные ошибки, заниматься каким-либо делом продолжительное время. Любой звук, движение за окном отвлекают его от уроков. Он с трудом вычленяет главное в объяснениях учителя и устанавливает причинно-следственные связи.

При этом школьник может быть мотивирован на хорошую работу, изо всех сил старается, но всё равно совершает множественные ошибки. Из-за постоянных неудач интерес к учебе быстро снижается, и ребёнок всё больше отдает предпочтение тем видам деятельности, которые не сопряжены с оценкой окружающими его успешности, например, компьютерным играм.

Медицинское заключение

Постоянно нарушенное внимание является в первую очередь следствием физиологических причин, состояния здоровья ребёнка. Ни в коем случае не надо считать невнимательность следствием злого умысла, халатности, безответственности. Эту проблему невозможно решить с помощью осуждения, наказания. Ис­сле­дования учёных свидетельству­ют: во многих случаях нарушенное внимание имеет генетическую природу. Кроме того, на состоянии внимания могут сказываться любые повреждения нервной системы. Среди распространённых повреждающих факторов — патология беременности и родов.

Если у ребёнка отмечаются стойкие проявления невнимательности, приводящие к трудностям обучения, его в первую очередь следует показать врачу-неврологу. Скорее всего, ему будет назначено лечение, улучшающее обменные процессы в нервной системе. Если внимание ребёнка ухудшается периодически, если сегодня он не способен выполнить то, что накануне давалось легко, следует проверить состояние мозгового кровообращения. Также невнимательность может быть следствием перегруженности ребёнка, его переутомления.

Считаем ворон

Для развития внимания детям полезны занятия творчеством, такие как рисование, лепка, оригами, конструирование, а также игры с правилами — шахматы, шашки, нарды. Они учат концентрировать внимание и удерживать его в течение длительного времени.

Развитию внимания способствуют и специальные игры. Рассыпьте на столе несколько фасолин (пуговиц, скрепок) числом не более 15 и попросите ребёнка сосчитать их глазами. Усложните задание – смешайте два вида предметов, например, скрепки и фасолины. Оно учит не только концентрировать, но и переключать внимание.

Возьмите хорошо знакомый ребёнку предмет (например, любимую игрушку). Попросите его закрыть глаза и задавайте вопросы, например «Какого цвета глаза у мишки?», «Сколько полосок на двери у машинки?» Затем поменяйтесь ролями. Предложите ребёнку сначала найти в комнате, а потом ещё и вспомнить как можно больше предметов, обладающих одним и тем же свойством, например, круглых. Назы­вайте предметы по очереди – кто больше вспомнит.

Попытайтесь вслушаться в окружающую обстановку. Кто больше разных шумов услышит?

Пишите пальцем друг у друга на спине отдельные буквы и простые слова. Предложите ребёнку нарисовать на бумаге то, что вы чертите на его спине.

Инструктаж для взрослых

  • Не ругайте ребёнка за ошибки и плохие отметки. Старайтесь понять, что это не его вина, а его беда.
  • Придерживайтесь постоянного режима, в котором предусмотрено время и для игр, и для занятий.
  • Избегайте беспорядка и избыточного количества посторонних вещей, особенно во время уроков. Беспорядок будет отвлекать его от работы.
  • Если вы хотите привлечь внимание ребёнка, не кричите через всю квартиру, а подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите в глаза, обратитесь к нему по имени, а потом уже говорите то, что хотели сказать. Объяснения не должны быть пространными и содержать сложные слова и словосочетания.
  • Если вы объясняете что-то детям или даёте им инструкцию, попросите их повторить её, прежде чем они начнут действовать.
  • Научите ребёнка диктовать себе последовательность выполнения заданий, проговаривать её.
  • Учите его находить ошибки. Сосчитайте, сколько раз он ошибся, выполняя задание, и попросите его исправить огрехи. Если ему это не удаётся, постепенно сужайте зону поиска, укажите, какого рода ошибка допущена, в какой она строчке или в каком примере.
  • Не ставьте перед ребёнком слишком далекие цели. Бес­смыс­­ленно говорить ему, что если он месяц проучится без двоек, ему купят игрушку. Максимальный срок, за который поставленная цель должна быть достигнута — день.
  • Посоветуйте ему вести дневник, составлять список неотложных дел.
  • Хвалите ребёнка за старания. Не упускайте случая показать ему, что вы замечаете его усилия даже тогда, когда они не приносят желаемого результата. Это мотивирует человека, поддерживает его желание трудиться.

Ольга Семенова
нейропсихолог
кандидат психологических наук

Учебный год только начался, а ваш ребёнок сидит с отсутствующим взглядом за уроками, вяло водит ручкой в тетради, делает ошибки и не может сосредоточиться? Не спешите его ругать. Нарушение внимания – одна из частых причин школьных трудностей. И тому есть физиологические причины.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел