О гениях, талантах и семи дарах фей

a:2:{s:4:"TEXT";s:439:"Какую личность мы сейчас воспитываем? Успешную, наделённую коммуникативными навыками. Такой человек идёт по жизни с гордо поднятой головой, его не терзают внутренние конфликты. А между тем, возьмём пример великих писателей – того же Пушкина, он в детстве был отвергнут родителями, он мучился сомнениями, он всё время был под давлением обстоятельств. Так, может быть, внутренний надлом, недовольство собой есть «двигатель прогресса»?";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Ларошфуко заметил: «Одних людей и недостатки украшают, а другим и достоинства не к лицу». И великий поэт писал парадоксальные строки: «Нет ни в чём Вам благодати;/ С счастием у Вас разлад:/ И прекрасны Вы некстати/ И умны Вы невпопад!» Мудрый или талантливый человек черпает вдохновение и пищу для развития и в обстоятельствах благоприятных, и обращает неблагоприятные обстоятельства в источник развития или вдохновения. Верно и обратное: для человека ленивого к размышлению или действию благоприятные обстоятельства становятся развращающими, а неблагоприятные – разрушительными. Так что вопрос в том, КТО оказывается под давлением обстоятельств, мучается сомнениями – или вполне успешно и благополучно для внешнего наблюдателя идёт по жизни в данный момент.

Вообще, обращение к историям жизни, детству «великих детей» опасно именно тем, что возникает искушение сравнить свою жизнь с биографией гения и, найдя малейшее сходство, поверить в свою гениальность. Из тысяч детей, которым не даётся арифметика, Пушкин всё же только один, а остальные – просто неуспевающие.

Когда невротизирован ГЕНИЙ, его жизнь сверкает и горит подобно яркой звезде. Он так же страдает внутренне, имеет сложный жизненный путь, сложные отношения с близкими и просто окружающими людьми, но тем не менее невероятно реализует свой талант в творчестве. Но когда невротизирован менее одарённый человек, он так же страдает, не имея однако столь блистательных результатов.

Вопрос о смене идеала, к которому стремится система воспитания и образования, и семья – важный и интересный вопрос. Сейчас общество и государство практически не имеет чётко сформированного идеала своего будущего гражданина. Семья ориентирована на воспитание ребёнка как бы «для него самого» – то есть действительно стремится сделать его максимально счастливым и успешным. Ведь это так естественно! Да, многие семьи имеют честолюбивые планы и видят в мечтах своего малыша в будущем великим спортсменом, актрисой, музыкантом, нобелевским лауреатом… Но для психолога такая ситуация всегда выглядит как дисгармоничная, травмирующая ребёнка и осложняющая формирование его личности. Такие родительские амбиции – проекция собственной неудовлетворённости уровнем и характером собственных достижений при невозможности, а порой и нежелании предпринимать что-либо для развития собственной жизненной ситуации. Практически гарантировано, что такое воспитание невротизирует ребёнка.

Если спросить, желал бы кто-то из родителей своему чаду пройти такой жизненный путь, который прошёл великий поэт, – думается, что немного нашлось бы родителей, кто пожелал бы своему ребёнку такой судьбы, столь ранней гибели, столь многих испытаний и душевных и духовных терзаний. Да и сами для себя едва ли хотели бы мы обрести столько тревог и волнений за его судьбу, непредсказуемый и переменчивый её ход…

Так что «двигатель прогресса» – всё же талант какого-то рода. А надо сказать, что таланты необыкновенно разнообразны! В средние века люди верили, что при рождении каждого человека присутствуют не менее (может быть, и более) семи фей, каждая из которых даёт человеку какой-то дар. Какая чудесная, полезная сказка! Не подумать ли в свободную минутку: какие семь даров есть у меня? Как я их использую? Приносят ли они те плоды, которые могут принести? Собственно, общаясь и размышляя о судьбе своего ребёнка, разумно задаться тем же вопросом. Увидев его дары, вы поймёте, что нужно сделать для их возделывания, развития, совершенствования. Человек счастлив и гармоничен тогда, когда он совпадает с самим собой: он занимается тем делом, к которому у него есть способности и склонность, общается с людьми, которые подходят ему по системе ценностей и особенностям характера, одного с ним культурного поля. И вот это как раз удаётся редким людям. Потому что для этого необходимо остановиться, задуматься, понять, увидеть и принять самого себя, свою индивидуальность. Нас этому не учили, и мы сами не умеем учить этому своих детей.

Вот очень краткое перечисление разнообразных видов одарённости: математическая, художественная, музыкальная, социальная (коммуникативная), двигательная (у спортсменов, танцоров ярко выражена), эмпатическая (сопереживание, умение понимать другого), лингвистическая, конструктивная…

Раньше всех проявляют себя в жизни человека музыкальная и математическая одарённость. Уже в 3 года её проявляли многие выдающиеся впоследствии музыканты и математики, которые в 5–6 лет создавали первые собственные самостоятельные произведения. А вот художественная одарённость может проявиться практически в любом возрасте, и совершенно внезапно: человек берёт кисти и краски и начинает писать удивительные полотна. Приходилось работать с детьми, у которых была очень плохая память на буквы и цифры, тексты – но удивительно грациозная пластика. На пороге школы родители настолько полно подчас фокусируют своё внимание на частных навыках чтения и письма, что совершенно перестают видеть в своём ребёнке его сильные положительные стороны и возможности. А образование как индивидуальную программу развития необходимо строить именно с ориентировкой прежде всего на них.

Не стоит романтизировать жизненные трудности и неврозы. Гении – явление единичное. Но каждый человек располагает несколькими драгоценными сокровищами, и если он найдёт их в себе и сумеет найти им применение, распорядится ими мудро – он будет и счастлив, и успешен на радость не только себе, но и окружающим. Такую личность и хотелось бы научиться воспитывать…

Елена Соловьева
кандидат психологических наук

Какую личность мы сейчас воспитываем? Успешную, наделённую коммуникативными навыками. Такой человек идёт по жизни с гордо поднятой головой, его не терзают внутренние конфликты. А между тем, возьмём пример великих писателей – того же Пушкина, он в детстве был отвергнут родителями, он мучился сомнениями, он всё время был под давлением обстоятельств. Так, может быть, внутренний надлом, недовольство собой есть «двигатель прогресса»?

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел